Posted 17 ноября 2021, 12:29
Published 17 ноября 2021, 12:29
Modified 7 марта, 13:00
Updated 7 марта, 13:00
Виктор Кузовков
Новости о российском одномоторном стелс-истребителе Су-75 «Checkmate» не сходят с первых страниц российских СМИ буквально с момента презентации этой новинки. Более того, и иностранная пресса время от времени пытается что-то о нем написать. При этом, будем откровенны, фактуры для полноценного анализа маловато, но тема уж больно интересна. А тут еще и пиарщики «Ростеха» стараются изо всех сил – то новый ролик выпустят, а то и вовсе объявят о создании нового парфюма с интригующим слоганом: «Checkmate – аромат мятого поколения. Для тех, кто управляет игрой». Ну, прелесть же, согласитесь? Если, конечно, не принимать в расчет то, что речь идет совсем не об игре…
И все-таки в ворохе новостей и «анализа» разной степени вменяемости иногда проскальзывают очень интересные вещи. Например, недавнее сообщение о том, что в Комсомольске-на-Амуре, на КнААЗ им. Гагарина, начато производство нескольких «образцов» самолета Су-75. Заявил об этом Юрий Слюсарь, Генеральный директор ОАК, то есть, лицо более чем компетентное, заслуживающее в этом вопросе полного доверия. И это, если называть вещи своими именами, событие, из ряда вон выходящее: сроки разработки бьют все мыслимые и немыслимые рекорды, прототип был создан всего за один год, а серийное производство обещают начать уже в 2026 году. Для боевого самолета это чрезвычайно сжатые сроки, которые нельзя объяснить только хорошей конструкторской школой и большими производственными возможностями – тут, извиняюсь, нужно, чтобы жаренный петух в одно место клюнул, чтобы на всех уровнях, от политического решения до рядового сотрудника КБ вдруг проснулся немыслимый энтузиазм, чтобы ни один жадный чиновник не посмел палки в колеса ставить и так далее.
Если не верите, сравните с Су-57. Стартовал этот проект, напомню, в 2001 году. Сейчас, через 20 лет, едва-едва начато серийное производство. Да и то, начато оно с большими оговорками, с так называемым «двигателем первого этапа», который изначально предполагалось использовать только на стадии испытаний, с не до конца законченными системами вооружения и еще множеством мелких недоделок, устранять которые придется уже в ходе эксплуатации. Только испытания Су-57 заняли больше десяти лет – первая машина поднялась в воздух еще в 2010 году, а для их успешного и максимально быстрого завершения была построена партия из 12 машин. Да, это совершенно другой истребитель. Да, Су-75 во многом как раз и создается на технологическом, научном и инженерном заделе, полученном при разработке Су-57. Кто-то может сказать, что сейчас и делать-то почти нечего – из двухмоторного истребителя, только что пошедшего в серию, сделали одномоторный, только и всего. Почти то же самое, только проще и дешевле…
Да, изрядная доля истины в этом есть. Эту логику можно было бы принять полностью, если бы речь шла о переделке тандемного велосипеда в одноместный. Но тут, все-таки, речь идет об истребителе, которому предстоит противостоять самым современным боевым машинам вероятного противника, и всякое упрощение возможно лишь до определенной степени. Поэтому давайте все-таки предположим, что все несколько сложнее, и работа над «Шахматистом» (так его уже многие неофициально называют) сознательно идет в максимально возможном темпе. И дело тут вовсе не в желании сохранить экспортный потенциал авиационной отрасли, хотя и не без этого, конечно.
Итак, что мы действительно знаем? А примерно вот что: истребитель Су-75 «Checkmate» был впервые представлен 20 июля 2021 года на авиасалоне МАКС-2021. Это однодвигательный одноместный истребитель, созданный с широким применением технологий радиолокационной малозаметности. Предполагается, что он сможет иметь бесфорсажную сверхзвуковую скорость, взлетную массу 18 тонн, боевой радиус около полутора тысяч километров, боевую нагрузку более 7 тонн и широкий спектр ракетно-бомбового вооружения различного назначения. При этом предполагаемая цена машины составит, для иностранного заказчика, порядка 30-35 миллионов долларов. Смело делим на два и получаем примерно 15 миллионов долларов для родных ВКС при условии достаточно больших закупок машины.
То есть, фактически мы получаем многоцелевой ударный самолет с хорошим боевым радиусом, да еще и «невидимку», по очень вменяемой цене. И если все получится (прежде всего, по цене), уже во второй половине нынешнего десятилетия наши ВКС могут получить солиднейшее подспорье в виде сотен боеспособных боевых машин ежегодно. В теории, Россия может повторить весьма удачный опыт американцев, в свое время создавших истребитель F-16, на долгие годы ставший основной «рабочей лошадкой» американских ВВС. Кстати, новейший американский одномоторный стелс-истребитель F-35 изначально и задумывался как недорогая и эффективная замена старичка F-16. Но «что-то пошло не так» - запредельные требования американских военных, желавших получить в одном лице и эффективный ударный самолет, и истребитель-невидимку, и палубный самолет с вертикальным взлетом, и чуть ли не Святой Грааль современной авиации, привели к невероятному удорожанию проекта. Да, кое-чего американцам добиться удалось. Но и стоимость разработки, превысившая триллион долларов, и стоимость одного экземпляра, сейчас ориентировочно оцениваемая примерно в сто миллионов долларов, и стоимость часа эксплуатации F-35, составляющая 33-35 тысяч долларов, давно вышли за рамки любых ожиданий.
А вот у российских конструкторов, возможно, все-таки получится сделать Су-75 дешевой, доступной машиной. Да, отчасти это станет следствием отказа от слишком большой универсальности – в первую очередь это все-таки истребитель, а дополнительные возможности самолет получит за счет широкой номенклатуры вооружения и современных прицельных комплексов, способных атаковать и наземные, и надводные цели. Помимо этого, планируется использовать уже отработанный двигатель АЛ-41Ф1, который сейчас является «сердцем» более совершенного (но и заметно более дорогого) истребителя Су-57. Помимо прочего, этот двигатель имеет ресурс 4000 часов против 1000 часов у предыдущих версий, изменяемый вектор тяги, плазменную систему зажигания (упраздняет необходимость в дополнительной кислородной системе), а также на 20% большую тягу, чем у двигателя предыдущего поколения АЛ-31Ф.
От Су-57, видимо, достанется и общая компоновка отсеков вооружения, а также само вооружение, кроме того, что не сможет подойти по габаритам. Технологии обеспечения радиолокационной малозаметности также предполагается позаимствовать у «старшего брата». В итоге мы действительно получим целый набор узлов, агрегатов и технологий, прошедших предварительную обкатку, на адаптацию которых к новому самолету не потребуется больших средств и времени.
В настоящий момент в одном из роликов «Ростеха» заявлено, что вместе с пилотируемыми версиями Су-75 будет создана и беспилотная. Пока не совсем ясно, будет ли это полностью беспилотная модификация, или обычные боевые машины научат, в случае необходимости, летать и воевать самостоятельно. Первое выглядит весьма заманчиво: отказ от пилота и систем его жизнеобеспечения сулит самолету огромный выигрыш в полезной нагрузке либо в пилотажных характеристиках. С другой стороны, такая переделка может быть признана нецелесообразной именно в силу того, что она будет стоить немалых средств. Но рискну предположить, что пока это не так принципиально, и первые серийные машины наверняка будут пилотируемыми. Возможно, со временем, по мере модернизации, к этому определению добавится слово «опционально». Но пока это больше напоминает гадание на кофейной гуще, поэтому давайте оставим эту тему для пиар-менеджеров «Ростеха».
Но самый важный вывод, который мы можем сделать сейчас, после новости о начале производства первых машин Су-75 и оценки сроков её разработки, это вовсе не технические характеристики новой машины. Главное, все-таки, то, что Москва действительно готовится к большой войне. Либо к целой серии войн несколько меньших, но все-таки довольно интенсивных. Увы, подобную скорость разработки очень трудно объяснить как-то иначе…
Становится понятной, кстати, и пробуксовка программы Су-57. Нет, похоже, что это не провал, а обычный грубый расчет. Если самолет по своим боевым возможностям не превосходит конкурента даже вдвое, но при этом дороже его раз в пять, то простая арифметика подскажет нам, кому из «братьев» будет отдан приоритет.
Надо сказать, что опасения Москвы не так уж беспочвенны – и наши западные «партнеры» очень уж активно «расчеловечивают» русских, словно готовя своего избирателя к небольшому, но беспощадному геноциду русских иванов, и на Востоке все не так просто, как хотелось бы. Не устану повторять – как бы мы не дружили с Китаем, эта страна управляется почти авторитарно, всего одной партией, и изменить свой политический курс с относительно дружественного, почти союзного, на резко враждебный, не составит для неё больших трудов. Только теперь у Пекина армия раз в пять мощнее нашей. И провоцировать такого соседа своей слабостью – роскошь просто непозволительная.
Добавим к этому не совсем спокойный Юг… Ой, что-то страшновато становится. А если против нас еще тюлени с белыми медведями объединятся?
А если без шуток, то как-то так получается, что опять у нас единственный друг – армия. И сколько бы мы не копались в том, почему так получилось, факт остается фактом – армия нам нужна помощнее…