Рус
Eng
Враг №1: как часто самолёты сталкиваются с птицами и животными
Аналитика

Враг №1: как часто самолёты сталкиваются с птицами и животными

20 августа 2019, 17:33
Эта проблема существует уже более 100 лет, но до сих пор нет гарантированных способов её решить

Удивительную посадку, которую совершили пилоты самолёта A321 «Уральских авиалиний», который после взлета с аэродрома Жуковский попал в стаю чаек, сравнивают с историей 10-летней давности в Нью-Йорке, когда в двигатели А320 тоже попали птицы, и летчики приводнились на реке Гудзон. Выжили тоже все, а случай назвали «чудом на Гудзоне». За своей «чудо в кукурузном поле» пилоты Юсупов и Мурзин стали Героями России, а пятеро бортпроводников получили ордена Мужества, пишет авиационный колумнист Анастасия Дагаева на сайте Московского Центра Карнеги.

И хотя в подмосковной истории выжили все 233 человека, нерадостные вопросы остались. Почему не отогнали чаек? Какова орнитологическая обстановка около других российских аэропортов? Ведь несмотря на то, что в радиусе 15 километров от аэропортов никаких свалок быть не должно, в Жуковском одна такая находится в 2 километрах!

Однако, даже если её оперативно закроют, столкновения с птицами не прекратятся, они были всегда и происходят всё чаще по всему миру. Первым столкнулся с птицей ещё один из легендарных братьев Райт – в 1905 году в штате Огайо, пролетая над кукурузным полем!..

В середине прошлого века пришла эра реактивных двигателей, люди стали больше летать, а самолеты все чаще сталкиваться с птицами. Материалы Международной организации гражданской авиации (ICAO), Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Росавиации отмечают следующее. На птиц приходится почти 95% столкновений самолетов с дикими животными, но не все страны добросовестно фиксируют эти столкновения: больше 70% сообщений приходится на страны Европы и Северной Америки.

За 2008–2015 годы в мире произошло 97 751 столкновение диких животных с самолетами. Получается в среднем по 12 218 случаев ежегодно. В период за 2001–2007 годы столкновений зафиксировано в 2,3 раза меньше.

Лишь треть всех столкновений стала причиной повреждений самолета различной степени — от полной неисправности (0,05%) до практически незаметных царапин или вмятин (92%). В 2501 случае столкновение повлияло на полет, что вызвало аварийную посадку (49%), прерванный взлет (20%), отключение двигателей (3%) и т. д.

Чаще всего столкновения с птицами происходят летом, особенно в августе, так как поднимаются в воздух молодые неопытные, а кроме того начинается миграция (40% птиц, попадающих в самолет, перелетные). Более 80% всех столкновений происходит на высоте до 500 метров, то есть на этапе взлета или посадки самолета – то есть в самые сложные фазы полета.

В другом документе - в отчете FAA, анализирующем ситуацию в авиации США за 1990–2018 годы, сказано, что 2018 году зафиксировано 16 020 столкновений с дикими животными (15 799 из которых с птицами), что на 9% больше, чем в 2017 году, и в 9 раз больше, чем в 1990 годы...

Хуже статистика в России. Росавиация второй год подряд фиксирует более 1000 сообщений о столкновении с птицами. В 2018 году 25 авиакомпаний страны имели такие случаи. В 2017 году на 100 000 взлетов и посадок приходилось 3,7 происшествий и инцидентов, связанных со столкновением с дикими животными, включая птиц, в США этот показатель был на уровне 1,5.

Авторы отчета FAA обеспокоены тем, что участились случаи попадания в самолеты крупных птиц: гусей, уток, чаек и прочих, чей вес больше килограмма. Это создает угрозу серьезных повреждений фюзеляжа, крыльев, двигателей, что может приводить и к фатальным последствиям для людей (птицы при столкновении всегда погибают). Популяции крупных птиц стремительно растут, как и их адаптивность к жизни вблизи аэродромов и даже космодромов. В 2005 году во Флориде несколько грифов врезались в космический шаттл Discovery в момент его отрыва от земли.

По статистике авиакатастроф, вызванных птицами, с 1912 года (первого фатального случая) произошло 55 несчастных случаев, в которых погибло 277 человек. Самая серьезная авиакатастрофа случилась 4 октября 1960 года. При взлете все четыре двигателя самолёта Eastern Airlines облепила огромная стая скворцов. Двигатели вышли из строя, и самолет рухнул в Бостонскую бухту. На борту находилось 62 человека, все погибли.

Гарантированных способов решить эту проблему пока не нашли. Производители двигателей и самолетов, авиакомпании и аэропорты лишь снижают вероятность столкновений или серьезность последствий. Самое опасное — это отключение двигателя, или нескольких двигателей. С одним отключенным двигателем можно долететь до ближайшего аэропорта, а с двумя — садиться нужно немедленно, как это и было в Нью-Йорке и в Подмосковье.

Интересно, что существует тип испытаний - «заброс птиц». Из огромной пневматической пушки на высокой скорости вылетают тушки птиц в работающий на стенде двигатель. Причём нужна здоровая, неощипанная птица. Всего для инженерных испытаний и сертификации их требуется от 70 до 100. Чаще всего это чайки весом 1 килограмм, однако после случая на Гудзоне, когда в двигатель попало несколько канадских гусей весом 3,6 килограмма каждый, США и Европа решили включить в тесты птиц крупнее чаек.

При испытаниях двигатель от удара птицы должен как минимум остаться на месте, не загореться и не взорваться. Производители двигателей думают и над усилением конструкции, способной выдерживать мощные удары. Но при этом утежеляются и сами двигатели...

На земле для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счёт газа они издают хлопки, которые слышны на расстоянии до одного километра), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

В ход идут и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала. В арсенале "Шереметьева" - противоприсадочные сети и шипы, которые не позволяют птицам садиться в пределах аэродрома. Шипы также крепят на зданиях и сооружениях аэропорта. Во "Внукове" на лётном поле установлены ловушки для ворон и голубей, против хищных птиц используют телеметрическое оборудование и датчики слежения.

Но все это нужно регулярно менять, поскольку птицы быстро привыкают. Всегда находится пара видов птиц, которые игнорируют эти шумы, адаптируются к ним и спокойно используют эту территорию для успешного размножения», — рассказывал «Медузе» руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов.

Эффекта привыкания нет разве что у контактных средств профилактики, типа использования ловчих птиц. Этот метод орнитологи используют в аэропортах больше 40 лет, и он эффективен — птицы не перестают бояться тех, кто их убивает. "Домодедово" и "Внуково" используют для этих целей ястребов-тетеревятников.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter