Posted 20 марта 2019,, 13:45

Published 20 марта 2019,, 13:45

Modified 7 марта, 16:19

Updated 7 марта, 16:19

Рано радоваться: снижение цен свидетельствует о проблемах в экономике

Рано радоваться: снижение цен свидетельствует о проблемах в экономике

20 марта 2019, 13:45
Торговые сети вынуждены снижать цены из-за падения покупательной способности больше части населения России
Сюжет
Цены

Журналист Анастасия Миронова сделала довольно неожиданный, а первый взгляд прогноз по поводу падения цен в стране, радоваться которому вряд ли стоит:

«В России падают цены! И будут падать на все, кроме самых дешевых повседневных товаров и продуктов питания.

Параллельно станут закрываться магазины и производства, не выдержавшие снижения спроса. Конкуренция в ритейле снизится, однако массовое закрытие мелких торговых точек и мелкого бизнеса приведет к дестабилизации экономической обстановки, что усилит неплатежеспособность и заставит вновь снижать цены. Высокая стоимость товара на свободном рынке может сохраняться только при двух условиях: либо из-за его дефицита, либо при наличии у населения больших доходов. То и другое нам пока не грозит, поэтому цены на все, кроме самого дешевого и самого необходимого, будут падать. Картошка с хлебом или кроссовки за 500 рублей не подешевеют, потому что без картошки, без хлеба и без самых дешевых кроссовок человек все же не может. А вот без ботинок за 5000 рублей как-нибудь проживет, поэтому на них будут сбавлять цены, пока их продажа не начнет приносить убытки. Тогда ботинки просто перестанут в Россию завозить, а продававший их магазин закроют....»

Наблюдения Мироновой подтвердил в своем блоге экономист Сергей Блинов, отметивший, что цены производителей промышленной продукции в стране действительно падают, и это очень плохой признак.. Только в январе падение составило 3,35%. Это второй месяц падения подряд.

«Из-за этого в годовом выражении рост цен замедлился до 7,7%, вплотную приблизившись к уровню потребительской инфляции (график 1).

График 1. Во время кризисов цены производителей растут медленнее потребительских цен (красная линия поднимается выше зелёной) и наоборот

Опытные трейдеры, обращающие внимание на пересечения сигнальных линий, могут обратить внимание: если зелёная и красная линия на графике поменяются местами, это будет явным признаком кризисных явлений.

Расстояние между линиями отражает реальный рост цен производителей. Но его можно показать на одном графике.

Реальный рост цен производителей (за вычетом инфляции, график 2) скатился до 2,6% - это минимальный уровень с августа 2017 года.

График 2. Реальный прирост цен производителей резко замедляется и сейчас худший с августа 2017 года

Почему это важно? Если цены промышленных производителей растут медленнее потребительских цен – это признак спада, или как минимум замедления в экономике России (красные столбцы на графике 2).

И наоборот, признаком уверенного роста экономики является рост цен производителей в реальном выражении (зелёные столбцы на графике 2).

Пример: падение показателя в конце 2012 – начале 2013 годов сигнализировало о проблемах в экономике задолго до падения ВВП в 2015 году.

Напомню: уже по итогам 2013 года в России упали железнодорожные перевозки, рынок грузовиков, рынок легковых автомобилей и ряд других показателей.

Резюме: снижение цен производителей в декабре и январе – явный негативный сигнал, говорящий о проблемах в российской экономике...»

Блогер Дмитрий Оук, комментируя эту информацию написал:

«Зато ЖКХ будут поднимать, поскольку это по сути своей одна из коррупционных рент. Страна с такими ресурсами ОБЯЗАНА обеспечить любого гражданина бесплатной медициной, образованием, и ЖКХ. А то дворцы и яхты уже трескаются...»

Трезво оценил ситуацию Zodd Zverev:

«Не совсем верно. Просто товарные группы всё больше будут распределяться к полюсам. Вымоется середина. Будет только самое дешевое фуфло и премиум. У нас же как: экономика не растёт, доходы падают, а продажи элитных авто бьют новые рекорды...»

А Роман Гольцев напомнил, что эта проблема совсем возникла давно:

«Проснулись!.. Скидки уже пять лет подряд идут с момента обесценивания рубля. Немного непрофессионально написано, но хоть стали говорить и то хорошо. По теме: многие системные ритейлеры торгуют в убыток или с небольшим доходом лишь бы не уходить с рынка, какие-то уже ушли. Некоторые используют скидки на известные бренды как инструмент, чтобы привлечь к себе внимание и продать более выскомаржинальный товар неизвестного производителя, например, лямода, вайллбериес. В целом скидки это проблема в России. Такой халявы нигде нет...»

В заключении же Alex Sedy поделился интересным наблюдением:

«Подмосковная улица как индикатор рынка, вдоль улицы, ведущей от нескольких микрорайонов к метро, близкие к бывшему мэру лица скупили первые этажи многоэтажки и понаделали торговых помещений, не больших, сдают в аренду желающим, там уже за год сменилось порядка 40 арендаторов, от пива в разлив, вейпа, интима, цветов, кофе, тортов, туризм, до компонентов к компам и телефонам, больше трех месяцев никто не выдерживал, это при том, что идет непрерывный поток народа мимо к метро и обратно...»

"