Posted 19 октября 2022,, 10:33

Published 19 октября 2022,, 10:33

Modified 23 декабря 2022,, 13:55

Updated 23 декабря 2022,, 13:55

Госбюджет-2023: беспрецедентные расходы на силовиков и оборону

Госбюджет-2023: беспрецедентные расходы на силовиков и оборону

19 октября 2022, 10:33
Фото: Фото: radiosputnik.ria.ru
Федеральный бюджет - 2023 предполагает фантасмагорический скачок расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. При этом пусть незначительно, но сокращаются затраты госбюджета на оборону страны.

Екатерина Максимова

Мнения экспертов разделились. Одни считают, что это сигнал скорого окончания СВО, после чего силовикам придется "удерживать" Россию. Другие уверены - составители бюджетной ведомости просчитались.

Федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов накануне прошел экспертизу в Счетной палате. Структура расходов госказны на 2023 год претерпела значительные изменения.

Так, затраты на национальную оборону в следующем году должны составить 4,98 трлн рублей (против 4,6 трлн в 2022 году). Затраты на нацбезопасность и правоохранительную деятельность, то есть весь силовой блок, почти удвоятся и составят 4,42 трлн рублей (против 2,79 трлн в текущем году). В 2023 -2025 годах суммарная доля расходов на оборону и нацбезопасность вырастет на 5,2% и составит беспрецедентные 5,8% от ВВП. На фоне роста этих затрат резко сокращаются расходы на экономику с 4,3 до 3,5 трлн рублей.

Не повторить ошибки Афгана и Чеченской войны

Экономист Никита Масленников считает бюджетный перекос в сторону нацбезопасности (а это весь силовой блок страны, вся система правопорядка) логичным и оправданным. Это, с одной стороны, может означать конец СВО, но, с другой стороны, начало разгула преступности.

"Не надо сравнивать данные статьи расходов на 2023 год с текущим годом, потому что только за 9 месяцев 2023 года государственные расходы выросли более чем на 3 трлн рублей, то есть более, чем на 20%. Сколько из них оборонных расходов - не афишируется. А небольшое снижение оборонных расходов в следующем году - это очень положительный сигнал, некий намек, что мы СВО к этому времени завершим", - считает Никита Масленников.

После этого роль "первой скрипкой" получит уже силовой блок России, а не армия.

"Во-первых, у нас в стране появится четыре новых региона. Во-вторых, люди вернутся из зоны проведения СВО. Вы помните, что было после Афгана и Чечни, когда домой возвращались участники боевых действий и они не сразу находили возможность начать новую жизнь? Какая-то часть этих людей уходила в преступные сообщества. В-третьих, даже если закончится СВО, то остаются прочие риски. Кто может поручиться, что не будут продолжать взрывать Крымский мост? Никто не может поручиться", - рассуждает Никита Масленников.

И добавляет: помимо вышеперечисленного в стране для силовиков по-прежнему много "текущей" работы. В их числе, борьба с коррупцией. "Когда генпрокурор отчитывается о том, что только у чиновников было конфисковано имущества на сумму свыше 2 млрд долларов, это говорит о многом. И это только те коррупционные дела, где уже были приняты судебные решения", - резюмировал Масленников.

Ау, кабмин, вы все проспали

Экономист, политик Михаил Делягин, оценивая беспрецедентный рост затрат на нацбезопасность подчеркивает, что за всю пореформенную историю России в стране ничего и никогда так не росло.

"Это логика начала СВО, что мы сейчас за год освободим всю Украину за 23-й год, и дальше придется наводить порядок, поэтому расходы на армию будут снижаться, расходы на безопасность и правопорядок должны быть очень высокими. Было ясно летом, что эта логика уже не работает. Но людям, которые делали бюджет, то, что знает вся страна, неведомо", – заявил Делягин.

Делягин уверен, что составители представленного проекта бюджета игнорируют не только частичную мобилизацию, но и реалии СВО, сам конфликт с "совокупным Западом", который не краткосрочен и точно продлится весь этот период.

"Структура приоритетов бюджета не отражает реальность, очевидную задолго до его разработки, и тем самым делает бюджет контрпродуктивным, обрекая его на коренную переделку по ходу исполнения. Поэтому надо увеличить на 1 трлн рублей в каждый год финансирование обороны, включая модернизацию и армии, и ВПК, и науки, а также социального обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей", - считает Делягин.

Экономист также отмечает, что скачок расходов на оборону, безопасность и правопорядок буквально "куплен" резким — с 4,3 до 3,5 триллионов — сокращением расходов на экономику. И данный блок расходов нужно не сокращать, а, напротив, ежегодно увеличивать на 1 трлн рублей.

Экономист, специалист в области государственного управления экономикой Никита Кричевский отметил, что при анализе статей расходов на оборону и нацбезопасность "не надо брать первую цифру, как пенку с молока". "Кто считает, что все закончится - флаг им в руки. А источники финансирования любого государственного мероприятия могут быть из самых разных статей", - резюмировал Кричевский.

Уточним: в госбюджете доля расходов по разделам "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в процентном соотношении в 2022 году составляет 10,1%. К 2025 году этот показатель в бюджетной ведомости увеличится до 14,9%. При таком перекосе на силовой блок раздел "Национальная экономика" потеряет 3,% - уменьшение с 15,6% до 12,3%.

"За счет чего увеличение расходов на правопорядок? За счет национальной экономики. Мы все тоскуем, что у нас 2% ВВП мирового, нам нужно больше для укрепления нашей ресурсной базы… расходы на национальную экономику сокращаются с 4,3 до 3,5 трлн рублей, а в 25-м году в реальном выражении они сократятся на четверть по сравнению с 22-м годом. Я понимаю, что нужно что-то резать, что поддержка экономики осуществляется неэффективными методами, но это не основание, чтобы ее резать. Экономика – это корова, которая не просто дает молоко, мы за счет нее живем все", - оценил Михаил Делягин.

На фоне изменений по статьям "оборона", "нацбезопасность" и "экономика" расходы на "образование" и "здравоохранение" практически не изменятся - 1,39 и 1,47 трлн соответственно. Расходы на социальный блок увеличатся с 6,45 трлн рублей до 7,34 триллионов. И рекордный скачок у засекреченного блока "иные разделы".

"В проекте нового бюджета заложено 6,5 трлн рублей (рекордные 22,66% всех расходов), о трате которых мы никогда ничего не узнаем - эти данные засекречены", - отметила экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич.

"