Posted 18 мая 2020, 13:57

Published 18 мая 2020, 13:57

Modified 7 марта, 15:02

Updated 7 марта, 15:02

Алексей Макаркин: «Настроения электората сейчас в подвешенном состоянии»

18 мая 2020, 13:57
Алексей Макаркин, политолог и заместитель директора «Центра политических технологий», обсудил с «НИ» актуальную политическую повестку. Что будет волновать общество в ближайший посткарантинный период? Действительно ли значительно вырос протестный потенциал? Каковы электоральные настроения?

— Пока ещё рано делать выводы. Сейчас приоритетными становятся вопросы экономики, то, как люди воспримут экономическую ситуацию. Это – ключевой вопрос. Всё меняется очень быстро. Пока рано говорить о более или менее стабильных тенденциях. Нужно посмотреть, как люди будут реагировать на выход из пандемии и что с ними будет. Например, сколько сохранится бизнесов, насколько эффективно власть справится с проблемами. Это будет основным. Набор претензий будет связан с тем, что будет происходить дальше с бизнесами, работой, зарплатой. Сейчас ситуация находится в подвешенном состоянии. Кто-то прогнозирует негатив, кто-то надеется на позитив.

Если сбудутся прогнозы тех экспертов, которые говорят о трети предприятий, которые не смогут пережить кризис, тогда будет спад поддержки власти. Часть провластных людей смогут разочароваться. Если всё сложится не так плохо, количество закрытых бизнесов будет не так велико, то и отношение к власти останется дружелюбным.

— Президент даёт распоряжение доплатить врачам по 80 000 рублей в месяц. Вслед за этим соцсети переполняются фотографиями платёжек, где в строке «доплата за работу с COVID» стоят суммы от 27 до 279 рублей. Декларации звучат, но реально ничего не происходит. Насколько это влияет на отношение к власти?

— Это зависит от того, какой у человека изначально набор представлений о власти. Если человек настроен оппозиционно, то для него это дополнительный набор аргументов в пользу того, что власть недееспособна. Если человек настроен провластно, он исходит из того, что «царь» всё хочет сделать хорошо, а «бояре» всё испортили. Нет типичного россиянина, который бы типично реагировал. Есть реакция лояльного электората и есть реакция оппозиционного электората. Это видно и по обсуждениям в интернете. Поэтому пока, я думаю, рано говорить о том, чем всё закончится. В отличие от Франции и Германии, в России нет роста поддержки власти. С другой стороны, в нашей стране эта поддержка изначально была на более высоком уровне. Лояльный электорат практически исчерпан, расти некуда.

— Каковы перспективы голосования по поправкам в Конституцию?

— В этом голосовании нет порога явки. Опросы показывают, что сторонники власти более мобилизованы. Это более возрастные и более дисциплинированные группы. Что касается оппозиции, то она может быть разделена. Кто-то будет агитировать голосовать «против», кто-то призовёт к бойкоту. Когда отсутствует порог явки, власть может это голосование спокойно выиграть. Кроме того, для провластной аудитории формулировки «голосуем за поправки – поддержим нашу медицину» - работают. Если у оппозиционной аудитории они вызывают негативную реакцию, то для бабушки, которая ходит голосовать, это – аргумент, по телевизору рассказали, что для врачей это важно. Поэтому бабушка придёт и проголосует.

— Ожидаете ли вы усиление протестных настроений?

— Всё будет зависеть от экономической ситуации. Люди реагируют на свои проблемы, а не на чужие. Это видно даже в интернете по отношению к врачам. Одни считают врачей героями, другие говорят, что они зарплату получают, а мы по домам сидим, когда у нас в кармане осталось 5 тысяч и непонятно, как жить дальше. Наше общество сильно атомизировано, поэтому человек будет исходить из своей ситуации. Если он почувствует, что совсем плохо, то станет протестен, начнёт искать способы выразить своё недовольство властью. А если почувствует, что как-то можно жить, то будет помягче.

Подпишитесь