Posted 15 августа 2019, 07:51

Published 15 августа 2019, 07:51

Modified 7 марта, 15:44

Updated 7 марта, 15:44

Низы всё ещё могут: почему время работает против протестов

15 августа 2019, 07:51
Пока в акциях протеста, проходящих в России по разным поводам, каждый решает свою проблему, не думая, что все проблемы связаны.

Знаменитую ленинскую формулу революционной ситуации «Низы больше не могут, а верхи больше не хотят» трактует блогер Александр Калинченко, делая неутешительный вывод для всех российских протестующих: низы все еще могут. Ну а верхи, без сомнения, все еще хотят:

«После каждого противостояния кого-нибудь с властью или чем-то поддерживаемым властью сеть заполняется заявлениями о том, что конец близок, что верхи уже загнали себя в угол и, вообще, вот уже завтра кто-то сделает последний рывок и что-то резко изменится. Подбадривать себя и своих соратников – неотъемлемая часть всякой активности, но и реально оценивать результаты тоже надо.

Одним из крупных, заметных, нашумевших выступлений был бунт дальнобойщиков против "Платона". В какой-то момент казалось, что запуск системы отменят. Водителей даже стали поддерживать не относящиеся к перевозкам граждане. Потом тему постепенно перестали обсуждать в новостях и блогах. На самом деле, акция продолжалась еще не один месяц. Группа дальнобойщиков стояла лагерем около Химок. Но это уже не имело никакого значения.

Водителей много, они оказались способными мобилизоваться, но участвовать в противостоянии долго они не смогли. Скоропортящиеся грузы, риск потери заказчиков, обслуживание кредитов – все это заставляет водителя выходить из акции. Если он не выйдет, то лишится бизнеса, транспорта и просто перестанет быть дальнобойщиком.

Таким образом, время работает против протеста. Численность и география протеста уменьшается. Вокруг темы создается информационная блокада. Спустя много месяцев тишины случайно узнал, что какие-то люди с грузовиками все еще стоят и протестуют. Ну, и что?

Посмотрим на что-то посвежее – Шиес. Первые видео в интернете были весьма адреналиновыми. Драки, крики, причем бои даже не с силовиками, а с чоповцами какими-то. Накостылять чоповцу легче, и последствия меньше будут. Народ возбудился, к месту действий потянулись добровольцы из других регионов, склонные к походной жизни.

Но вот острая фаза закончилась. Любители адреналина теряют интерес к событиям. Ролик с места событий – скучная получасовая нарезка: «а сейчас мы пообедаем, вот какой у нас супчик сегодня», «а здесь вот у нас огородик». Диванный боец такое даже лайком не поощрит, а более активный гражданин после просмотра предпочтет сплавиться по реке в том же регионе, но не торчать неделю в грязном лагере. Ролики с места событий продолжают появляться, но пищи для блогеров уже не дают – тема обсосана до косточек.

Дальше все аналогично дальнобойщикам. Последних, кто в лагере останется (если останется), вынут зимой из сугроба и увезут к теплу и цивилизации. Без сопротивления, поскольку им и самим будет очень хотеться вернуться. Соловьев опишет это как операцию по спасению замерзающих, зомбированных госдепом. А с потеплением раскатают свалку, как и планировали.

После освобождения Голунова даже Познер сказал, что «почувствовали вкус крови». Такая характеристика предполагает, что должно быть развитие, захочется большего. Но на самом деле, эта тема уже каннибализирована следующей.

Регистрация кандидатов на осенние выборы – выглядят еще масштабнее. В сети тонны роликов для любителей диванного адреналина. Но являются ли эти события продолжением и развитием дела Голунова? Представим, что вот прямо сейчас, не в день очередного митинга, а до, или после его снова посадили. Мало кто будет шуметь – тема уже не в тренде. Возможно, что две темы смешаются и кто-то будет кричать про одно, кто-то про другое. Тогда фокус исчезнет и митинг получится просто разговором на общие темы о тяжелой нашей жизни.

А еще в это же время горят леса и затапливает населенные пункты. Там тоже кто-то высказался, что если власть не займется ими, то Сибирь восстанет. В самой этой формулировке указано, что каждый сам за себя и переживает только за свои проблемы. Журналисты не хотят сидеть, кандидаты хотят избираться, сибиряки хотят дышать чистым воздухом. Это все частные проблемы и люди хотят только их решения. Никто не будет объединяться под более общими целями и лозунгами.

Итого.

Время всегда работает против протеста. Противостоять долго не получится, люди потихоньку разойдутся.

Информация не контролируется протестующими. Даже интернет чаще следует за темами официальных СМИ, чем создает свои новости.

Каждый решает свою проблему и даже не думает, что проблемы связаны. В результате эти выступления не усиливаются друг другом, а скорее конкурируют.

Никто на самом деле не настроен требовать. Пока все пытаются только клянчить...».

Подпишитесь