Posted 14 ноября 2019,, 12:13

Published 14 ноября 2019,, 12:13

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

Михаил Макогон: «Госинвестиции в российское кино – это абсолютное зло!»

Михаил Макогон: «Госинвестиции в российское кино – это абсолютное зло!»

14 ноября 2019, 12:13
Одной рукой государство вытесняет любые частные деньги из кинорынка, другой криминализует низкие сборы, поскольку невозврат государственных инвестиций в прокате признан уголовным преступлением
Сюжет
Деньги

Кино, по убеждению вождя мирового пролетариата, является «важнейшим из искусств». Не секрет, что Ленин имел в виду исключительно пропагандистскую составляющую этого вида искусства, которая, будучи профессионально исполнена, заменит тысячи слов, напечатанных в государственных СМИ. Именно поэтому власти современной России в полном согласии с обитателем Мавзолея прибирают российскую киноиндустрию к своим рукам. Увы, эта тенденция может обернуться совершенно не в пользу государства, попросту оттолкнув зрителя от отечественного кино. Вот что пишет в своем блоге по этому поводу публицист Михаил Макогон:

«Давайте сразу определимся, что государственные инвестиции в культуру, в условиях маленького и недостаточно развитого ее рынка - это абсолютное зло.

Государственные инвестиции, в принципе, это такой ветер - когда у нас бушует лесной пожар - ветер его катализирует и распространяет, когда тлеет спичка - окончательно тушит.

Нет никакой проблемы, когда Пентагон башляет какому-нибудь Юниверсалу на фильм с положительным образом американской армии. Американский кинорынок - это миллиарды долларов инвестиций и больше $10 млрд. сборов только от широкого проката каждый год. Любые господряды просто тонут в валовых инвестициях, государство - вполне рядовой инвестор.

Когда же инвестор с бесконечным количеством денег, что важнее - с неочевидными мотивами, приходит на рынок крошечный - он его просто гробит.

Любой другой инвестор на рынке относится к государству как муравей к слону. Исчезает всяческий смысл привлечения с миру по нитке частных инвестиций на пороге кассы, что готова отгружать банкноты паллетами.

Но беда для рынка даже не в инвестиционной монополизации. Беда - в мотивах государства.

Государство не может хотеть заработать на кино. Это просто безумие, масштабы совершенно несопоставимы, совокупный бокс-офис России в 2018 (только 29% от него - российские ленты) - 50 млрд. рублей. Даже если зачислить его не в федеральный, не в московский, но в бюджет Санкт-Петербурга целиком - это будет меньше 10%. Нужно 30 лет продавать каждый билет в пользу бюджета - чтобы провести одну сочинскую Олимпиаду.

Даже если бы государственные инвестиции в кино работали с адекватной эффективностью - то на выходе были бы такие гроши, на которые центральный аппарат Минкульта не прокормишь.

Мотивы государства заведомо внерыночные. В вакууме это поддержка культуры, пропаганда, агитация, “мягкая сила”, в реальности - личные симпатии и вкус тех, кто деньги распределяет.

Рынок, как та избушка, оборачивается к задаче продаться зрителю - задом, продаться определенным должностным лицам - передом. Это не развитие, это фундаментальная деградация. В этой модели успешен не «Квартет И», собравший на первых “Разговорах мужчин” $12 млн. при бюджете в $2 млн., но Никита Михалков с берега на “Предстояние” получивший $40 млн. Никакого мотива снимать кино для зрителя просто нет. Нет у зрителя столько денег, сколько у Мединского.

Но российское государство - оно же в двух агрегатных состояниях пребывает.

С одной стороны - стремится быть невестой на всякой свадьбе и покойником на каждых похоронах. С каждым годом все сложнее иметь бизнес крупнее сигаретного ларька, не соприкасаясь с государством и госкомпаниями, по оценке ФАС уже совокупно достигшими ¾ ВВП.

С другой - бесконечно плодит и расширяет полномочия силовых ведомств, работа которых - сажать за прикосновение к бюджетным деньгам, эксплуатируя заведомо кривое и внутренне противоречивое законодательство, а задача - все время искать себе работу, расширять поле деятельности на все новые отрасли (несчастных глав муниципальных образований на всех не хватит).

На выходе мы имеем картину, которой равных нет вовсе: где одной рукой - Минкультом и Фондом Кино государство вытесняет любые частные деньги из кинорынка, другой - прокуратурой - криминализует низкие сборы.

Не буду ручаться, но по-моему просто нет второй страны в мире, где невозврат инвестиций прокатным провалом - это уголовное преступление. Мы, конечно, слышали о репрессиях северокорейских олимпийцев за неудовлетворительные результаты. Но не за нарушение эстимейтов бокс-офиса...»

"