Posted 12 ноября 2019,, 19:16

Published 12 ноября 2019,, 19:16

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Вопрос дня: кто защитит страну от правоохранителей?

Вопрос дня: кто защитит страну от правоохранителей?

12 ноября 2019, 19:16
Первоочередная мера государственного строительства – это обеспечение независимости суда и запуск действенного судебного контроля за работой правоохранительных органов вообще и следствия, в частности.
Сюжет
Право

30 октября этого года, за две недели до ежегодного Общего собрания РАН, объединенный отряд следователей ФСБ, МВД и СКР совершил унизительную «атаку» на гордость Академии наук – Физический институт им. П.Н. Лебедева.

Эта статья – о необходимости срочного решения проблемы бесконтрольности правоохранительных органов, угрожающей национальной безопасности и самому существованию Российской Федерации. Сразу поясню: критикуя правоохранительную систему Российской Федерации, я говорю не о её сотрудниках, среди которых немало честных, самоотверженных людей, рискующих жизнью, и даже жертвующих жизнью, защищая нас от преступного мира. Я говорю о системе, в которой честным сотрудникам неуютно, а не честным вольготно и прибыльно.Я говорю о том, что эти системные проблемы приняли угрожающей России масштаб и нуждаются в срочном решении.

Борис Альтшулер

«Наша страна находится в точке бифуркации», - сказал Андрей Сахаров, выступая на митинге в Физическом институте им. П.Н. Лебедева (ФИАН)

11 декабря 1989 года, за три дня до неожиданной его кончины. Тогда, 30 лет назад, давно назревшие экономические и политические реформы так и не были осуществлены, результатом чего стал распад СССР.

Такую же точку бифуркации (в физике – это момент непредсказуемости, когда будущее системы зависит от малейших влияний в данный момент) переживает Россия сегодня.

В мае 2021 года – 100-летие Сахарова, в связи с чем в марте с.г. Президент Российской Федерации Владимир Путин издал Распоряжение«О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения А.Д.Сахарова».Такое внимание на высшем ровне можно только приветствовать, и оно внушает надежду на разумное будущее нашей страны.

А с другой стороны 30 октября с.г. - «маски-шоу» объединенного отряда следователей Управления «К» СЭБ ФСБ России, МВД и Следственного комитета России (СКР) в ФИАНе – славе российской науки, «альма-матэр» Сахарова и многих других великих ученых. Автоматчики в масках, обыск и изъятие документов в институте, 6-часовый допрос его директора члена-корреспондента РАН Николая Калачевского, с которого взяли подписку о невыезде, обыск у него дома - по уголовному делу о якобы незаконном экспорте в Германию двух стёкол фирмы «Триоптикс», арендующей у ФИАНа помещение в Троицке. Не раз повторенное комментаторами предположение о заказном характере и сфабрикованности этого дела основано на том факте, что основанием для возбуждения дела стали заключения об «оборонном значении» этих стёкол экспертов, связанных с холдингом Ростеха «Швабе» - оптическом гиганте, для которого небольшая конкурентная фирма «Триоптикс» давно стала костью в горле.

Высказывается также предположение, что заказчиками «наезда» на ФИАН перед общим собранием РАН 13-15 ноября являются силы гораздо более влиятельные, чем холдинг «Швабе», - связанные с давними врагами Академии наук братьями Михаилом и Юрием Ковальчуками.

Но в любом случае очевидно, что тут мы можем только гадать, поскольку в Российской Федерации не созданы механизмы эффективного контроля за действиями правоохранителей. Эта проблема – основная тема данной статьи.

В феврале 2000 года, через два месяца после того, как Владимир Путин вступил в должность исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, он выдвинул лозунг «диктатуры закона», что тоже было проблеском надежды на фоне криминальной катастрофы 1990-х («Демократия – это диктатура закона, а не тех, кто по должности обязан этот закон отстаивать», - В.В. Путин, 28 февраля 2000 г.).

И вот сегодня, через 20 лет, мы почти каждый день видим, как правоохранители всей своей мощью защищают не закон, а интересы тех или иных олигархических коррупционных, монопольных элит. Наглядный тому пример – дело журналиста Ивана Голунова, активного критика коррупции в Правительстве Москвы, которому в июне с.г. ОМОН подбросил в рюкзак наркотики, а дома при обыске «нашли» целую лабораторию по изготовлению наркотических веществ. Неожиданное прекращение дела Ивана Голунова, который уже был арестован и которому реально угрожало до 15 лет лишения свободы, - одно из чудес нашего времени, тоже внушающее надежду и подтверждающее исходный тезис этой статьи о том, что наша страна находится сейчас в точке физической непредсказуемости.

К сожалению, за чудом прекращения дела Ивана Голунова не последовало другое чудо: системная реформа, направленная на исключение в работе правоохранителей массовой практики фабрикации уголовных дел «из ничего». Об этой традиционной практике говорят «московское дело», где правоохранительные органы и суды используются для подавления оппозиции, выступающей против коррупции московских должностных лиц, о том же свидетельствует твердая защита правоохранителями интересов богатых истребителей природоохранных зон или «мусорных олигархов» в ситуациях гражданских протестов против этих интересов, об этом же говорят дела Юрия Дмитриева, «Сети» и «Нового величия», более чем 6-летние сроки заключения двум молодым людям в Ростове, требовавшим решить, наконец, жилищные проблемы жертв пожара, происшедшего в центре Ростова в феврале 2017 года, и т.п. и т.д.«Политика сжирает право. Уголовный кодекс становится инструментом управления страной», - адвокат Генри Резник, член МХГ и Совета по правам человека при Президенте РФ.

Но самая массовая, убивающая экономику страны сфера злоупотреблений следствия и судов – это бизнес. Достаточно почитать доклады Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, да и высказывания самого Президента России Владимира Путина на эту тему говорят о масштабе проблемы. И ничего ведь не меняется, увы!

Как руководитель РОО «Право ребенка» скажу также, что прямым результатом ситуации, сложившейся в правоохранительной системе России, являются массовая бедность и невыносимые жилищные условия миллионов россиян, в первую очередь семей с детьми. Но в данном случае речь идет не о незаконных действиях, а о преступном бездействии правоохранителей в отношении влиятельных коррупционеров и монополистов, которые через механизмы картельных ценовых сговоров «накручивают» стоимость продуктов питания, лекарств, квадратных метров первой необходимости.

Серьезность проблемы признается на самом высоком уровне. Не случайно Владимир Путин в августе 2017 года поручил:

«ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости создать соответствующий межведомственный координационный орган. Срок – 1 октября 2017 г. Ответственные: Артемьев И.Ю., Колокольцев В.А., Бортников А.В., Бастрыкин А.И., Чайка Ю.Я.» (Поручение Президента РФ от 05.08.2017 № Пр-1525 п. 2).

Но вот беда: никто из указанных силовиков даже не подумал исполнять это важнейшее для россиян поручение Президента Российской Федерации. А в докладе ФАС России, выпущенном через три месяца, говорится о «Всеобщей картелизации российской экономики» (особые претензии ФАС к фармацевтическому и строительному комплексам), и далее: «специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и преступным сообществам». И снова подчеркивается бездействие правоохранителей:«подследственная МВД России статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции»…практически не работает», - из 11-го ежегодного Доклада ФАС России, 31.10.2017 г.

1 ноября с.г. я в качестве эксперта участвовал в работе круглого стола «Доступное и качественное жилье – ключевое условие развития территорий и сбережения народа» огромного Форума «Сообщество», организованного Общественной палатой РФ. Модератор круглого стола член ОП РФ Светлана Разворотнева представила на нем подготовленные ею тезисы Доклада ОП РФ Президенту РФ по теме «Право на жильё есть у каждого». Я благодарен Светлане Разворотневой за то, что она включила в этот документ конкретные случаи неприемлемых и безвыходных жилищных ситуаций «от Москвы до самых до окраин», о которых РОО «Право ребенка» писало Президенту России в новогоднем обращении от 1 января с.г.

В представленном проекте Доклада ОП РФ говорится также об очевидных путях решения проблемы доступности жилья, предлагаемых профессионалами из Российского союза строителей, ранее также суммированных в Рекомендациях Совета при Президенте РФ по правам человека. В основе этих предложений – стратегическая установка на снижение себестоимости и продажной цены кв. метра за счет, в первую очередь, бесплатного предоставления земельных участков для реализации госпрограмм строительства социально значимого жилья, а также организации аукционов в условиях справедливой конкуренции, снижающей стоимость кв. метра.Но эта стратегическая установка противоречит интересам монопольных «ОПГ и ОПС с участием госорганов» (см. выше цитату из Доклада ФАС России), на которых нет никакой правоохранительной управы. Отсюда и тупик, и жилищные проблемы россиян не решаются десятилетиями. Сколько у нас отчаянных обращений от очередников Москвы, ожидающих «улучшения жилищных условий» и по 20, и по 30 лет! А более 200 тысяч бездомных граждан из числа детей-сирот так и не получивших положенной им по закону квартиры!..

В своем выступлении на круглом столе Форума «Сообщество» я процитировал не исполняемые годами поручения Президента РФ, направленные на организацию снижения стоимости кв. метра. И высказал мысль о служебном несоответствии руководства строительным комплексом Правительства РФ, которое саботирует исполнение этих поручений Президента России. Аудитория ответила на эту мысль аплодисментами. Что, конечно, проблему не решило.

Когда саботируются прямые поручения Президента Российской Федерации, нужны по-настоящему серьезные меры по исправлению ситуации. А какие могут быть меры в условиях, когда сами правоохранители выходят из-под контроля, ведут себя как государство в государстве?

Являются ли такими желаемыми системными мерами аресты и осуждения «оборотней в погонах» (в том числе и высоких должностных лиц СКР, МВД, того же Управления «К» ФСБ России), свидетелями которых мы все стали в последние несколько лет? Вряд ли эти точечные акции могут называться«системой неизбежного выявления нарушений закона» - той системой, которая во всех цивилизованных странах - от Финляндии до США позволяет эффективно противодействовать коррупции в правоохранительных и судебных органах. Кроме того, в условиях отсутствия эффективного контроля за качеством следствия неизбежно выхолащивается главная задача любого следствия – выяснение истины.

«Я 22 года прослужил в органах прокуратуры и следствия, но с таким беспределом встречаюсь в первый раз», - заявил на заседании Мосгорсуда 17 октября с.г. обвиняемый следствием ФСБ в получении взятки в особо крупных размерах экс-начальник следственного управления СКР по Центральному административному округу Москвы полковник Алексей Крамаренко. И кому верить? Где тот независимый орган, который разберется, кто тут прав – ФСБ или СКР?

И где тот независимый орган, который беспристрастно расследует предположение о возможном заказном характера уголовного дела против фирмы «Триоптикс» и руководства Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, которое расследуют совместно ФСБ, СКР и МВД России?

Что же делать?

Системное решение проблемы, очевидно, требует системного к этому подхода. 30 декабря 1999 г., накануне новогодней ночи, когда Борис Ельцин объявил о назначении Владимира Путина и.о. Президента Российской Федерации, В.В. Путин опубликовал в «Независимой газете» статью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой есть и такие слова:

«История убедительно свидетельствует, что все диктатуры, авторитарные системы правления преходящи. Непреходящими оказываются только демократические системы. При всех их недостатках ничего лучшего человечество не придумало. Сильная государственная власть в России - это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство».

В основе указанной стабильности демократического государственного устройства – система сдержек и противовесов (system of checks and balances), пронизывающая всю машину управления и обеспечивающая, говоря языком физики, те самые отрицательные обратные связи, которые делают систему устойчивой.

К сожалению, в течение последних 20 лет это направление государственного строительства в Российской Федерации нельзя признать успешным:

- механизм конкурентных выборов, обеспечивающий ответственность перед населением должностных лиц различного уровня – от местных, до высших – и тем самым сдерживающий произвол этих должностных лиц, на деле не работает;

- не работают и правовые механизмы ответственности, поскольку все три ветви власти – исполнительная, законодательная, судебная вместе с правоохранителями слились в один организм, так что жаловаться действительно некому;

- по этой же причине крайне неэффективна и контрольно-надзорная деятельность, отсюда и трагедии типа кемеровской и неизвестно чем напичканные продукты, которые мы все покупаем в монопольных торговых сетях, и лекарственные фальсификаты и т.п.

Но начинать наведение порядка в стране надо с правоохранительной и судебной систем, без наладки работы этих систем ничего не получится.

Как это сделать – хорошо известно и на основании международного опыта, и специалистам в России. Предложения эти не раз суммировались в рекомендациях Совета при Президенте РФ по правам человека, но, увы, всегда складывались под сукно сотрудниками Администрации Президента РФ.

Замечу, что кардинальную реформу Службы собственной безопасности МВД России, способную искоренить коррупцию в органах внутренних дел, предложил в декабре 2009 года тогдашний министр МВД Рашид Нургалиев. Но его окружение похоронило это благое начинание своего министра.

И, наверно, самая первоочередная мера государственного строительства в этой сфере - это обеспечение независимости суда (широкое внедрение суда присяжных в том числе) и запуск действенного судебного контроля за работой правоохранительных органов вообще и следствия в частности. Как это сделать, также хорошо известно специалистам. Парадокс в том, что такой судебный контроль прописан в федеральном законодательстве, но на практике не работает.

И это требует немедленного исправления – ради наших детей, ради будущего нашей страны.

См. также по этой теме:

- 8 марта 2018 г. «Если бы я стал Президентом»

- 4 мая 2018 г. «Дети в опасности - Россия в беде (к сороковине трагедии в Кемерово)»

- 17 декабря 2018 г. «Девять дней без Людмилы Алексеевой». Приложение: «Монопольная асфиксия России, вызванная бездействием правоохранителей России»

***

Борис Альтшулер - Председатель Правления РОО «Право ребенка», член Московской Хельсинкской группы, Старший научный сотрудник Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН.

"