Posted 1 ноября 2019, 09:02
Published 1 ноября 2019, 09:02
Modified 7 марта, 15:38
Updated 7 марта, 15:38
Директор Физического института имени Лебедева (ФИАН) Российской академии наук (РАН) Николай Колачевский рассказал, с чем связаны следственные мероприятия в здании научно-исследовательского центра и у него дома: причиной, по его словам, стала поставка в Германию оптических элементов компанией, которая арендовала помещения в ФИАНе.
«Как я понял из ордера на обыск, камнем преткновения явилась поставка фирмой "Триоптикс" в Германию двух оптических окошек (размером с крышку небольшой кастрюли), задержанных на таможне. По моим общим представлениям - деталей, увы, не знаю, - ценность таких окошек составляет от 50 до 100 тысяч рублей», - сказал Колачевский «Интерфаксу».
Он пояснил также, что ФИАН сдает небольшую часть своих помещений в аренду, причем акцент делает на размещении высокотехнологических компаний, а все договоры аренды проходят согласование в Минобрнауки России. Фирма, к которой, по словам Колачевского, возникли вопросы у правоохранительных органов, - это одна из компаний-арендаторов, которая занимается производством оптических элементов: «зеркал, подложек, пластинок и линз».
«Мне сложно оценить, насколько большую угрозу безопасности России могут нанести эти две стекляшки, однако то, что происходило вчера в институте, несомненно, вызвало широчайший резонанс как в России, так и по всему миру и явно не в нашу пользу», - сказал Колачевский.
После допроса в СК Колачевский отпущен под подписку о невыезде. Обыски у него дома проводились в рамках уголовного дела о пособничестве контрабанде оптических элементов. Президент РАН Александр Сергеев ранее заявил, что обыски связаны с хозяйственной, а не с научной деятельностью института.
Между тем руководитель фирмы «Триоптикс», предприниматель Ольга Канорская написала в своем блоге:
«Вчера с утра я выспалась, встала ближе к 10 и сварила себе кофе. Правда, на втором глотке дверь в мою квартиру внезапно открылась (да-да, я настолько опасная и коварная, что иногда забываю ее запереть) и на пороге появились сотрудники СК, ФСБ и двое понятых.
Именно так заканчивалась попытка создать совершенно законный, прозрачный, интеллектуальный бизнес в России. Заканчивается это попытками сфабриковать 226.1 часть 3 УК РФ. Чтобы не мелочиться. Первым делом у меня отняли телефон, далее обнаружили в моей квартире колготки, кота в отличной форме, уставные документы фирмы, несколько счетов официально выписанных, оплаченных и проведенных по бухгалтерии.
Мне никто не разъяснил моих прав вызвать защитника и запретили звонить по телефону или отвечать на него. Далее в районе 15.00 меня привезли в СК на допрос. Вышла я с него в начале 11. Мне опять-таки не дали связаться с адвокатом и я была наедине со следователем и представителем ФСБ, которого не записали в протокол допроса, мол, он вопросов не задавал, хотя, как мне позже объяснил юрист, это незаконно. Почти 7 часов из меня тянули чистосердечное, что я создавала оружие. Но это ложь и заказное дело.
Итак, краткая предыстория. В мае 2018 моя фирма заказала в Китае 6 подложек из самого распространенного в мире оптического стекла К8. На него не накладывается никаких ограничений. Мы их оптически обработали по заказу немецких партнеров, тем самым превратив их в окна для метеорологических станций. 4 совершенно спокойно и официально улетели при помощи UPS, еще два ТОЧНО ТАКИХ ЖЕ должны были улететь в декабре, но их задержали и пытаются заставить признать комплектующими для оружия. То, что 4 улетели, конечно, очень досадный факт для следователя.
Очень неудобный вывод эксперта Швабе о том, окна могут использоваться в космосе, хотя самый авторитетный завод по производству оптического стекла - Лыткаринский - признал наше стекло стеклом марки К8, оно мутнеет в космосе и именно поэтому в первую очередь на него не накладываются ограничения. Все выводы экспертизы открытый вызов здравому смыслу и научным фактам. Но за этим стоят три веселые буквы, поэтому я очень боюсь, что они найдут, кто сделает удовлетворяющую их экспертизу.
Я разблокировала им вчера телефон, потому что не знала, что этого можно было не делать и теперь очень боюсь, что кто-нибудь может создать на нем "нужный следствию файл". Мне страшно. Вчера некоторые СМИ, включая «Медузу», написали про задержание директора ФИАН. Его допрашивали в соседнем кабинете и он после уехал домой.
Очень страшно, что СМИ так приукрасили события. Его спрашивали о связях со мной (я снимаю помещение в ФИАНе, официально).»
Академическое сообщество очень настороженно восприняло эти новости. Так физик, основатель сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев уточнил один нюанс этого дела:
«История началась более года тому назад и вяло тянулась, пока чекистам не удалось найти продажного эксперта, готового заявить, что простые стекла, предназначавшиеся для метрологических целей - продукция военного назначения.
Диссернет уже 6 лет вытаскивает на свет таких лжеэкспертов, для которых, что диссер купить, что коллегу оклеветать за баблос и пряники.»
Политик Дмитирй Гудков так прокомментировал эту ситуацию:
«Уже совсем, ни разу не удивляет. Компания строит высокотехнологичный бизнес: делает оптику на экспорт. К ней приходит ФСБ и говорит: мы думаем, что эту оптику можно использовать в военных целях, – и наплевать на все экспертизы, товарищу майору виднее, получите уголовное дело. На допрос, конечно, не пускают адвоката.
А потом, через несколько лет, если создателям компании повезет сбежать из страны, мы прочтем о какой-нибудь «новой американской технологии» или миллиардном стартапа. Такая же история, как с «Даурией Аэроспейс», о которой я писал вчера. Ничего нового паразитирующие на стране мундиры не придумывают. Им погоны, бизнесу тюрьма или эмиграция, нам обнищание и вечерний мудозвон.»