Posted 11 января 2022,, 11:46

Published 11 января 2022,, 11:46

Modified 7 марта, 13:08

Updated 7 марта, 13:08

Жертва массовых беспорядков в Алматы

Эксперт ТГ: какие уроки извлечет Россия из событий в Казахстане

11 января 2022, 11:46
Фото: Фото: 1MI
Жертва массовых беспорядков в Алматы
По всей вероятности, российские власти по примеру казахстанских станут активно искать в проявлениях гражданского недовольства след мифического «международного терроризма».
Сюжет
Власть

Политолог, доктор философских наук Дмитрий Михайличенко, в материале, написанном специально для канала «Кремлевскоий безБашенник» отвечает на вопрос: какие уроки российские власти извлекут из казахстанской войны всех против всех?

«Про преодоление социально-экономического неравенства, конкурентные выборы, укрепление среднего класса, развитие малого предпринимательства, системную борьбу с коррупцией и расширение общественного контроля за чиновниками я не говорю, все это «утопичное западничество» и «неуместный либерализм». А если серьезно: в нынешнем состоянии Системы все эти «практики» не смогут быть востребованы, в силу различных, но давно изученных причин. Итак, какие выводы будут сделаны.

  1. Разбалансировка сверхцентрализованной вертикали – это зло и бомба замедленного действия. Стоит вопрос о жестком регулировании внутриэлитных конфликтов, которых в российской вертикали немало. Идеократия в Системе не оформилась: на роль национальной идеи нам все активнее предлагают воссоздание СССР, но это - не идеология, а, скорее, красивая идеологема, без четкой программы действий и дорожной карты (если, конечно, вы не относитесь серьезно к байкам Жириновского про Северный Казахстан). Элиты в верхах борются за ресурсы, а не являются умеренными консерваторами по своим убеждениям. Поэтому наложить вето на все внутриэлитные конфликты будет очень сложно.
  2. Повышенное внимание к диаспорам. Диаспоры, в отличие от остальных элементов атомизированного российского общества, проявляют сплоченность и способны выступать против того, что их не устраивает. Повышенное внимание силовиков будет не только к этническим казахам, проживающим в России, в том числе и на границе с Казахстаном, но и к другим национальным меньшинствам, среди которых много сочувствующих казахстанскому народу.
  3. Рост мигрантофобии. Казахи, выходящие с оружием в руках против своей действующей власти – это для немолодого (по своим социально-демографическим характеристикам) российского общества не просто шок, но и осознание угрозы своей безопасности. С учетом того, какие побоища устраивают мигранты из Центральной Азии на улицах Москвы, а также как бурно, например, в Самаре азербайджанцы отмечали Нагорно-Карабахский успех в 2020 г., уровень мигрантофобии в российском обществе будет расти. Агрессивная и пассионарная молодежь, приезжающая в Россию на заработки, воспринимается значительной частью российского общества как элемент потенциальной дестабилизации. Хотя казахстанских мигрантов в российском обществе немного, но проекции идут на всю Центральную Азию. Казахские мятежи - это не белорусские протесты.
  4. Усиление воспитательной работы. Система будет использовать казахстанские события как фактор усиления воспитательной компоненты общества с целью формирования послушного и дисциплинированного гражданского, а, точнее, подданнического организма, который будет терпелив и молчалив.
  5. Не «проплаченные», а террористы. Президент Казахстана К.-Ж. Токаев назвал повстанцев террористами и говорит о влиянии извне, хотя его доказательная «база» многим представляется неубедительной. Но сам подход видится перспективным. Раньше губернаторы любые выступления и акции протеста интерпретировали как «проплаченные провокации», а в скором времени, вполне возможно, будут называть такие акции происками «террористов».
  6. Никакого сближения с Китаем не будет. Элиты это понимали всегда, но фактор Китая нужен Системе для того, чтобы с его помощью маневрировать в переговорах с Западом. Во время казахстанских событий Китай четко показал, что готов всячески поддерживать К.-Ж. Токаева, и это помогло ему удержаться. Системе вряд ли это понравилось, хотя компромисс с «китайскими товарищами» искать нужно было. При этом, конфронтация России и Китая по поводу ресурсов Центральной Азии в перспективе следующих десяти лет кажется вполне вероятной…»

***

А вот как ответили на этот вопрос аналитики канала «Псковские новости»:

«Сумеет Система в России извлечь уроки из событий в Казахстане? Вопрос почти риторический, сомнений на этот счет более чем достаточно.

В целом, как еще открытых, так и риторических вопросов после «алматинской зимы» остается много.

  1. Внутриэлитная ситуация в Казахстане гораздо сложнее, чем это кажется из России. Наслоение межэтнических, клановых, территориальных, экономических точек напряжения зашкаливает.
  2. Транзит власти в Казахстане оказался весьма условным. Молчание Назарбаева, неуверенность Токаева тому подтверждение.
  3. Транзит в публичных высказываниях - от «бандитов» до «завезенных террористов» - говорит о том, что, похоже, главная часть айсберга внутриэлитных разборок останется скрытой от посторонних глаз. Все-таки «бандиты» - это как бы свои, казахстанские.
  4. То, что внутри Казахстана прозевали спящие ячейки «террористов» - ок, это их "внутренне дело". Но где были российские спецслужбы? Ведь они (надеемся) работают и в этом стратегически важном для России регионе? В любом случае, события в Казахстане выглядят как болезненный щелчок по носу российской внешней политике даже по ближайшему контуру.
  5. Компенсировать этот урон возможно только жесткими (пусть и не публичными) требованиями по изменению казахской политики в отношении русскоязычного населения, русской культуры. Но, похоже, этому сбыться не суждено.
  6. Необходима ревизия аналитических центров в России, причем работающих не только по казахстанскому, азиатскому направлению. Если долго исследовать какой-то объект, то рано или поздно он становится субъектом исследования — и, как следствие, мы получаем искаженную картину мира.

"