Posted 9 марта 2021, 13:22
Published 9 марта 2021, 13:22
Modified 7 марта, 13:50
Updated 7 марта, 13:50
Как выясняется, это не совсем так, и даже совсем не так. Вот что пишет по этому поводу общественный деятель Петр Шкуматов:
«Стоимость пробега 1 км обычного автобуса в далеком 2014 году составляла 132 руб. за каждый рейсовый километр. Сейчас, я полагаю, эта цифра будет больше, потому что и топливо подорожало, и сами автобусы, и вообще. Как понять, сколько километр пробега автобуса стоит в 2020-м? Я просто взял эту цифру и проинфлировал. То есть, даже не стал привязываться к курсу доллара, который увеличился почти в 2 раза. Только официальная инфляция.
Так вот, цена километра пробега автобуса в 2021 году при таком расчете составляет 202 рубля. Округлим до 200 рублей за километр.
Теперь давайте посчитаем экономику. В день средний городской автобус проезжает около 200 км. Где-то пробеги меньше, где-то больше, но средняя такая. Во всяком случае была в 2014-м году, вряд ли с той поры пробеги резко возросли или, наоборот, уменьшились. Следовательно, в день такой автобус только для того, чтобы выйти в ноль, должен генерить выручки в 200 км умножить на 200 руб/км = 40.000 рублей.
Теперь посмотрим на цену проезда, просто представим, что нет единых, проездных, льготных пенсионеров и школьников, пусть она будет 40 рублей. Следовательно, чтобы выйти в ноль такой автобус должен перевезти за день 1000 человек.
Таким образом, там, где нет трафика в 1000 человек в день на один автобус (а на линии может быть и 10 автобусов, тогда трафик должен составлять 10 тыс человек для окупаемости), там общественный транспорт убыточен и должен дотироваться за счет кого-то.
То есть, если на маршруте 10 км ходит всего лишь один автобус (очень низкое качество транспортного обслуживания, ждать на остановке в среднем 1 час), то минимальный трафик для самоокупаемости такого общественного транспорта - 1000 человек в день, которые за свои деньги покупают билетики по 40 рублей. Или за которых платит кто-то другой, если это льготники.
Спешу сообщить тем, кто выезжал за пределы МКАД/КАД только на пути в аэропорт, что в России 936 из 1100 городов (85 %) составляют города с численностью населения до 100 тысяч жителей. Эти города просто не генерируют нужный для окупаемости маршрутного общественного транспорта трафик пассажиров в силу своей малочисленности. Следовательно, для небольших городов общественный транспорт идет в нагрузку и его почти в 100% случаев надо дотировать. А откуда взять дополнительные деньги и так нищим регионам?
Поэтому в 85% городов России люди стараются ездить на автомобилях, даже если человек не умеет или не хочет ехать на авто, у него всегда есть кто-то, кто его подвезет. Ну или такси очень недорогое, во многих мелких городах за 50 рублей приезжают. Причина в том, что цена километра пробега легкового авто - 10 рублей за км, а если это «жигули», то вообще по цене бензина ездят, т.е., 5 рублей за км. 4 пассажира - можно ездить очень недорого, например себестоимость поездки вчетвером на 10 км на ржавой шестерке получается 12,5 рубля на человека.
И именно это (доступная цена) и нужно жителям регионов, они, может быть, и хотели всегда ездить по своему городку на «Теслах», «Мерседесах» и «Ягуарах», но у них нет на это денег. А у региона нет денег возить их на автобусах, потому что общественный транспорт - это дорого (запомните - общественный транспорт всегда дорого), и он оправдан только там, где есть достаточный спрос и наполняемость маршрута. Там, где спроса нет, автобус не пустишь. Или пустишь, но тогда надо ответить на главный вопрос - кто будет платить за банкет?»
Правда, в комментариях к этой публикации многие москвичи недоумевали, почему у Шкуматова все так сложно и дорого получается? Ведь в Москве общественный транспорт работает отменно!
По этому поводу автор пишет:
«И я понял, что вот это сытое московское урбанистическое благополучие, когда на одного человека тут приходится в 10 (ДЕСЯТЬ) раз больший бюджет, чем в ближайшем по списку к столице городе, привело к потрясающему эффекту. К появлению огромного количества людей, которые искренне считают, что бюджет - это волшебная тумбочка, из которой можно брать столько, сколько захочется, и там никогда не закончится! Захочется на трамвай за 100 миллионов? Взял и купил, пофиг на цифры, цифры - это скучно! Захочется на электробус за 60 миллионов или водоробус за ХХХ млн - открыл тумбочку, взял и купил! Села батарейка у электробуса - воткнул в розетку и зарядил! И тут же задотировал из безлимитного бюджета перевозки! КРАСОТА!
А то, что уже в 200 км от Москвы автобус ПАЗ, который разваливается и держится на изоленте, проволоке, говне и палках, ездит даже не раз в день, а 3 дня в неделю и дважды - утром в одну сторону, а вечером в другую, так это просто местная власть плохая, надо чтобы они денег из своего безлимитного бюджета дали и купили нормальные автобусы с вайфаем, плиткой и бордюрами! А лучше - электробусы, ведь экология и вот это всё! В бюджете деньги всегда есть! На то он и бюджет!
Я нахожусь немного в шоке, если честно...»
***
Нельзя не привести пары характерных реплик из комментариев, наглядно отражающих ситуацию:
- От этого есть простое средство, которое ещё в далёком 2008 году предложила Эльвира Набиуллина, тогда ещё министр экономического развития: свезти всех людей в 12 мегаагломераций по 10-12 млн человек (Москва в этом сценарии наверное 30 млн). И будет тебе и трафик, и загрузка ОТ...
- Я вот родилась и до 17 лет жила в Липецке, последние 20 живу в Москве и не перестаю этому удивляться. Как вроде бы неглупые люди живут в иллюзии, что если ты бедный, то ты плохо работаешь и прочее-прочее. Что говорить, моя московская свекровь объясняет мне, что моя мама получает в Липецке пенсию в 9900 рублей, потому что она плохо работала... Так что московское благополучие поражает мозг не только молодого поколения, но и вполне себе великовозрастных москвичей.