Posted 9 января 2019,, 07:36

Published 9 января 2019,, 07:36

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Вопрос дня: кому пойдет во благо «гаражная амнистия»?

Вопрос дня: кому пойдет во благо «гаражная амнистия»?

9 января 2019, 07:36
С 1 января наступившего года гаражи наконец-то можно будет оформить в собственность

Не секрет, что гаражи в современной России находятся как бы вне правового поля: государство легко может отобрать их под любым благовидным предлогом: строительство нового жилого квартала, или дороги, или благоустройство территории. Одноэтажные малогабаритные постройки занимают слишком много места, а это непозволительная роскошь для крупных городов.

Ирина Зиганшина

Подобных инцидентов по стране можно насчитать тысячи, и не все они заканчивались полюбовно, во многих случаях компенсации владельцам были ничтожными, а то и вовсе отсутствовали. Поэтому многие водители опасаются потерять свою недвижимость, на которую как правило у них нет документального подтверждения права собственности. Более того, никаких правовых основ для оформления этих документов тоже до сих пор не существовало. Даже само понятия, как «гараж» отсутствовало в юридической практике.

Помимо угрозы потери этого вида собственности, у владельцев возникают и другие проблемы. Во-первых, из-за отсутствия документов у них нет возможности подключить гараж к коммуникациям, во-вторых, они не могут застраховать свою недвижимость, и в-третьих, официально невозможно ни продать, ни купить, ни сдать, ни взять в ипотеку этот вид имущества, ни завещать его...

Кроме того, с незарегистрированных построек, каковыми в большинстве своем являются гаражи, невозможно взимать налоги в местный бюджет, а их владельцев нельзя привлечь ответственности, к примеру, за неубранную территорию.

Все эти обстоятельства вкупе вынудили российские власти несколько лет назад заняться созданием правовой «гаражной» базы, чтобы, наконец, в новом 2019 году объявить о грядущей гаражной амнистии.

Оказалось, что около 70% гаражных владений в стране не поставлены на официальный учет. При этом часто владельцы гаражных боксов располагали только книжками членов гаражно-строительных кооперативов, которые не давали им никаких прав собственности.

Нового отдельного закона для этого случая решено было не разрабатывать, а внести изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости», в том числе ввести туда понятие «индивидуальное гаражное строительство».

Измененный закон и вступил в силу с 1 января этого года. Отныне подтвердить свои права на владение гаражом можно, предоставив квитанцию об уплате паевого взноса на недвижимость в гаражно-строительном кооперативе, а затем представить в органы регистрации документ о выделении кооперативу, членом которого является владелец строения, земельного участка.

Кроме того, собственник должен будет оценить свою собственность в Госкадастре и получить техплан на нежилой объект. Поставив свое имущество на налоговый учет и предоставив документы в Росреестра, можно уже не опасаться сноса гаража и полностью распоряжаться своим имуществом.

Чиновники утверждают, что эта процедура займет не более 12 дней и будет стоить примерно 15-20 тысяч рублей, причем граждане, имеющие льготы могут надеяться на бесплатное оформление.

Важно отметить, что амнистия затронет только гаражи, расположенные в специально отведенных местах (то есть «кооперативные»), тогда как на придомовые гаражи рассматриваться не будут – право на них придется отстаивать уже в суде в каждом отдельном случае..

***

Впрочем, и такую, казалось бы, долгожданную новость автовладельцы восприняли довольно «кисло», в очередной раз заподозрив государство в желании нажиться:

«Еще один способ пополнения казны, 70% владельцев гаражей не платят налог на имущество...»

«Пресловутые 70% гаражей вообще не имеют никаких документов, в лучшем случае есть давно просроченный договор аренды на какого-нибудь покойного гражданина. Как их предполагается вообще оформлять? Суды физически не справятся с обработкой такого количества заявлений...»

«Все верно. Надо вытаскивать из тени неплательщиков налогов. Бюджет надо пополнять! А то распоясались эти халявщики дачники, теперь эти гаражники. Ниче, рука Кремля до каждого доберется!»

«У меня сосед по гаражу жил припеваючи: 35 лет у него гараж, и никто ничего. А тут его надоумили его оформить. Оформил. Теперь вешается, получая платежку по налогам. Ему кирпичный гараж 6х4 оценили вместе с землёй в заброшенном карьере в 860 тысяч рублей. Он даже пытался предложить в БТИ тем, кто оценивал - купить его у него по такой цене, а они ему сказали — максимум за 60 тысяч возьмем. Вот и вся политика партии...»

Впрочем, нашлись и те, кто поддержал амнистию:

«Ага, в Москве наверное половину гаражей снесли, фактически остались только те, что с свидетельством о собственности, можно и амнистию объявлять. Но за замкадье можно только совершенно искренне порадоваться. Народ, не тормозите, пока шанс есть все оформить! Налоги, это неприятно, но когда твой гараж сносят со всем барахлом — это полный ...!»

«Гараж - дело хорошее и не у всех гаражей есть документы, но есть пользователи, которым этот гараж важен и нужен. У моих родственников гараж построен еще в девяностые в огромном кооперативе среди таких же гаражей, но кроме квитков по оплате за свет и на общие сборы больше ничего нет. Если есть шанс узаконить — им надо пользоваться, отдать сейчас копейку и получить в будущем рубль!»

«Местные власти будут решать. У нас в центре по очень сладкой цене выкупили несколько гаражей для строительства ТЦ. Слышал, что бывшие хозяева были очень довольны. Тогда почему бы и нет...»

***

Нельзя не сказать о том, что амнистия коснется не только конкретных владельцев гаражей, но и целой отрасли экономики - гаражной, сформировавшейся еще в СССР и представляющей собой настоящую субкультуру. Гаражная экономика подразумевает нелегальный, необлагаемый налогами бизнес, в котором люди участвуют из потребности к независимому от государства роду деятельности и самореализации. В гаражах не только занимаются ремонтом автомобилей и шиномонтажом, в них делают мебель или бетонные блоки, их даже сдают в наем в качестве жилья. В летний сезон на юге России таким образом зарабатывают до 5 тысяч рублей в сутки.

Дошло до того, что на одном из экономических совещаний Владимир Путин поручил найти способы решения проблемы теневой экономики и создать условия для малого бизнеса «не хуже, чем в гаражах»...

И, разумеется, очень часто этот, скрытый от чужих глаз, бизнес бывает преступным. Чего только стоит разборка на детали и запчасти краденных автомобилей, или хранение наркотиков...

Есть у «гаражной истории» и еще одна сторона, о которой обычно не говорят – эстетическая. Совершенно очевидно, что эти малоэтажные и весьма неприглядные строения уродуют городскую среду ничуть не меньше, чем пресловутые «человейники». И по-хорошему гаражную амнистию нужно было бы затевать только с одной целью: выкупить все эти жуткие постройки у их хозяев по рыночной, разумеется, цене, и уничтожить их. Разбить на огромных освободившихся пространствах парки и спортивные площадки.

Но это звучит уже совсем утопично...

"