Posted 6 сентября 2019, 09:56
Published 6 сентября 2019, 09:56
Modified 7 марта, 15:25
Updated 7 марта, 15:25
Игорь Логвинов
На сайте Федерального института оценки качества образования (fioco.ru) в разделе «ВПР» размещена таблица школ с «признаками необъективности». Это означает то, что чиновники, ни дня не проработавшие в школе, обвинили 50 тысяч учителей в том, что те не умеют пользоваться пятибалльной системой оценивания.
В середине августа Рособрнадзор сообщил о подведении итогов Всероссийских проверочных работ. Итоги оказались необычными.
Как сообщается на сайте Рособрнадзора, «Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе… по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием». Но это только на словах.
ВПР – это действительно экзамены в форме тестирования, проводятся в марте-апреле в 4-6 классах, а также в 7 и 11-х классах по выбору. Задание по каждому предмету состоит из набора заданий, за выполнение каждого из них начисляется определенное количество баллов. Всего заданий по каждому предмету – 10-12, и это дает возможность составить объективное представление о знаниях учащегося. Система оценивания – весьма щадящая. Скажем, по математике в 4 классе для получения «пятерки» достаточно набрать 15 баллов из 20 возможных, для «четверки» достаточно 10 баллов. Дети легко справляются с этими заданиями, однако учителя не расслабляются. Все-таки контрольная работа федерального уровня, министерская, и чтоб потом не было вопросов, проводят перекрестную проверку. После чего результаты отправляются в Рособрнадзор.
И вот грянул гром. Надзорное ведомство из обычного экзамена для школьников младшего и среднего звена в лучших традициях первой половины прошлого века состряпало «дело учителей». Только называются они теперь не врагами народа, не вредителями, а учителями с «признаками необъективности». Слово «признаки» здесь никакой роли не играет. Если есть признаки преступления, уже, считай, преступник.
Необъективность для учителя – страшное обвинение. Фактически оно означает бесчестность: предвзятое отношение к одним, послабления для других. А еще непрофессионализм, недостоверность, тщеславие, беспринципность. Этакий преступник от образования.
Какова численность этой пятой колонны? Две с половиной тысячи школ, по версии Рособрнадзора, охвачены заразой необъективности, а связанными с ВПР в каждой из них оказались от 10 до 20 человек. Герой сказки братьев Гримм, который «одним махом семерых убивахом», просто жалкий младенец по сравнению с современными российскими контролерами от образования. Пятьдесят тысяч отступников, фальсификаторов, нечистых на руку ловчил выявили одной-единственной контрольной работой. Бойтесь данайцев!
Теперь Рособрнадзор, обещавший не пользоваться итогами ВПР для оценки школ и учителей, разослал списки тронутых плесенью «необъективности» учебных заведений региональным министерствам образования для принятия нужных управленческих решений. Решений пока нет, а медиаресурсы, принадлежащие местным администрациям, радостно прокладывают дорогу колеснице репрессий. «В школах Миасса и Златоуста необъективно ставят оценки», «Сорок омских школ заподозрили в завышении оценок», «Шестьдесят школ Челябинской области неправильно ставят оценки», «Учителя сорока школ Саратовской области попались на искажениях», - сколько скрытого торжества, ликования в этих заголовках. Пора свести счеты, дорогие учителя! Десять лет вы держали нас в страхе и повиновении, теперь пробил час бывших неучей и лодырей, ныне достигших взрослого состояния, когда все нивелируется, когда неважно, кто был двоечником, кто отличником, важно лишь, кто в жизни лучше устроился.
А если серьезно, неужели все так плохо? Мы связались с несколькими школами, попавшими в «черный» список. Стало ясно, что оценка за ВПР никак не могла быть ниже оценки за четверть, на что так сетует Рособнадзор, считая большинство работ переоцененными, с завышенной оценкой. «Если в обычной контрольной по математике снижаем оценку на балл за одну ошибку, то в ВПР таких ошибок можно было сделать 4-5, и по правилам оценивания для этих работ мы все равно должны были ставить «пятерку», - рассказали в одной из школ Ленинградской области. В Москве подтвердили, что все работы проверялись перекрестно: в столице действуют большие образовательные комплексы, и работы проверяли учителя из других корпусов, которые проверяемых детей даже не знают. Из Ростова-на-Дону услышали историю о том, что в школе несколько процентов составляют дети с ОВЗ и дети-инвалиды: «Они маленькие еще совсем, стараются, и мы не должны их расстраивать ни при каких обстоятельствах, будь это хоть контрольная вселенского уровня. Иначе это уже не педагогика».
Логика учителей понятна, а вот какова логика надзорного ведомства? Она описана в рекомендациях по проведению ВПР. Изучив сей документ и опросив источники в нескольких школах, узнали, что сами работы Рособрнадзором не брались на проверку. Выводы о необъективности были сделаны на основании методов математической статистики. Якобы имелась некоторая группа образовательных организаций, результат этой группы был принят за образец, который снабдили доверительным интервалом. Всех, кто из этого доверительного интервала выпадает, - топить безо всякой жалости. И вот двум с половиной тысячам школ места на корабле знаний не нашлось. Запихнули их в таблицу школ с «признаками необъективности» и отдали на посмешище и поругание родительской общественности и образовательному сообществу.
Таблица эта опубликована на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), дочернего предприятия Рособрнадзора. Именно специалисты этой организации подготовили хворост для очистительных костров святой образовательной инквизиции: разработали методики, способы выявления неблагонадежных, весь этот бездушный статистический аппарат, ломающий и рвущий живую педагогику .