Рус
Eng

Патриотизм как основа политики в многонациональном государстве

Аналитика
Патриотизм как основа политики в многонациональном государстве
Патриотизм как основа политики в многонациональном государстве
6 августа 2021, 15:53
Несмотря на то, что процесс глобализации набирает обороты, истинных космополитов в мире не так много. Большинство людей все же стремятся к национальной самоидентификации, знать свои корни и не забывать о малой родине, даже если они давно ее покинули.

Иван Петровский

Отсюда – потребность держаться за скрепы и отстаивать свое «я», как на уровне отдельной личности, так и на уровне целой нации. Помимо прочего, это еще и просто защитная реакция нашей психики: глобализация неотвратима, а контролировать резкие перемены, происходящие в мире и в отдельно взятых странах, никто из нас не способен. Самоидентификация, в данном контексте, может стать инструментом не только для осознания себя как представителя той или иной национальности, но и для большего понимания, принятия традиций и особенностей, присущих другим народам.

Осознание своей индивидуальности в условиях мировой глобализации

Еще в 15 веке Запад запустил процесс глобализации. Что касается России, то она шагнула в эту сторону значительно позже, в период реформ, проводимых Петром Первым. Это не хорошо и не плохо, а просто естественный исторический процесс развития событий. Именно при Петре российское общество стало менять свое мировоззрение: не потому что было к этому готово, а вынужденно, в контексте проводимой государством политики.

Своеобразный парадокс заключается в том, что глобализация в значительной мере повлияла на развитие самобытности нашей культуры и укрепление национальных традиций. Причина проста: Россия изначальна обладала мощнейшим культурным потенциалом и как нация имела свои индивидуальные, ярко-выраженные черты. Таким образом любое внешнее влияние воспринималось не в чистом виде, как оно есть, а проходило своеобразную переработку. Впитывая традиции и получая знания о менталитете других народов, русская цивилизация продолжала, как это принято говорить, «идти своим путем».

Ощущение причастности России к мировым процессам стало особенно явным во второй половине 20 века, а достигло своего пика к концу столетия. СССР позиционировал себя как серьезный игрок, мощная держава с масштабными амбициями.

Современные геополитические процессы еще более располагают к тому, чтобы Россия как нация осознавала свою самоидентификацию и не поддавалась безоговорочно давлению общемировой глобализации.

Самоидентификация: кто мы?

Проблема самоидентификации и личной причастности к многонациональному сообществу особенно остро звучит, когда речь идет о молодежи. Это связано с тем, что нынешнее поколение молодых людей переживает последствия общественно-политических потрясений прошлого и сопутствующего этому кризиса образования.

Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин замечает, что «образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество».

С 1 сентября в российских школах вводится программа патриотического воспитания, направленная на формирование у учащихся системы правильных ценностей и осознание себя как гражданина большого государства.

Официальная информация опубликована в приказе Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (ФГОС). В список обязательных задач по развитию личностных качеств обучающихся включено патриотическое воспитание. ФГОС устанавливает требования, на основании которых разрабатываются образовательные программы для начальной и средней школы (с 1 по 9 класс).

Образовательный стандарт способствует

  • осознанию обучающимися такого понятия как общность граждан Российской Федерации
  • личностному развитию обучающихся, в том числе гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному
  • получению школьниками системных знаний о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России как державе, устремленной в будущее

Рабочая программа воспитания обеспечивает

  • принятие социально актуальных духовных ценностей, приверженность традициям своей семьи и этнической группы
  • активное отрицание идеологии экстремизма и терроризма
  • осознание важности соблюдения обучающимися правил и норм поведения в российском обществе

Личностные результаты школьников

  • готовность руководствоваться правильной системой ценностей и осуществление деятельности на ее основе
  • осознание своей гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе
  • уважение к традициям разных народов, проживающих в родной стране

Член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Ариф Пашаевич Керимов подчеркивает важность введения в школах программы патриотического воспитания, поскольку «именно в детском или юном возрасте сознание и душа человека способны искренне, с интересом познавать мир, искать свое место в нем, слушать и слышать, сомневаться, пробовать, ошибаться, но смело идти дальше. И во многом именно от учителя зависит то, зачем, с какими мыслями и принципами продолжит свой путь тот, кто находится в самом его начале.» Ариф Керимов, президент ФЛНКА (Федеральной Лезгинской Национально-культурной автономии), знает об этом не понаслышке. В его профессиональной биографии есть и опыт работы учителем средней школы в Азербайджанской ССР, и председателем Исполкома Беюк-Соютлинского сельского совета народных депутатов. Ариф Керимов считает, что «каждый человек имеет право гордиться своими корнями, ценить и любить тот народ, важной частью которого он является».

Региональные проекты – оплот единства страны

Родной язык, история, традиции и достижения народов многонациональной России составляют ее общее культурное наследие. Фонд «Национальное Возрождение», который создал президент ФЛНКА Ариф Керимов, является одной из тех инициатив, способствующих реализации проектов в этнокультурной и образовательной сферах. Опыт президентства Керимова в ФЛНКА позволяет ему объективно оценивать масштабы проблемы. Керимов Ариф Пашаевич утверждает, что «если человек не знает родного языка, полностью оторван от корней и не причастен к традициям своего народа, ему очень сложно крепко стоять ногами на земле и ощущать себя частью чего–то большого и значимого». Президент фонда - Токай Керимов, продолжает мысль отца: «язык народа сберегает целостность этноса».

Ариф Керимов и Токай Керимов отмечают, что сохранение национальной идентичности - это фундамент укрепления единства народов страны.

Региональная модель реализации патриотических программ позволяет наиболее оптимально решать задачи, стоящие на федеральном уровне. Именно в регионах формируется общность людей и этнических групп, постоянно проживающих на одной территории. Регион является субъектом культурной жизни с присущими только ему историческими и этногеографическими особенностями.

Культурные, научные, духовные достижения страны складываются из этнического разнообразия населяющих ее народов. Патриотические инициативы, продвигаемые в российских республиках и имплементированные в федеральные программы, существенно способствуют укреплению единства народов многонациональной России.

Как отметил министр иностранных дел России С. В. Лавров, выступая перед студентами и преподавателями ДВФУ, «невозможно заставить гордиться своей страной – это должно быть в крови. Жизнь государства складывается из истории каждой семьи. Но на это естественное желание быть частью своей страны и продолжением ее истории пытаются повлиять некоторые силы извне».

Однако данные последних исследований ВЦИОМ показывают, что вопросы патриотизма россиянам небезразличны: более 80% опрошенных назвали себя патриотами своей страны.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter