Posted 5 ноября 2019, 16:12

Published 5 ноября 2019, 16:12

Modified 7 марта, 15:35

Updated 7 марта, 15:35

Александра Кузьмичева: «Когда у одной санитарки 50 больных - ничего не изменить»

5 ноября 2019, 16:12
Вице-премьер Голикова, глава Минздрава Скворцова и руководитель Минфина Силуанов на заседании Госсовета, которое транслировалось на всю страну, перед лицом президента Владимира Путина хором признались в том, что "оптимизация медицины" в регионах РФ проходит с ошибками и даже "ужасно".

Гнилой "вишенкой" на "торте" самобичевания высших должностных лиц стало скандальное видео из больницы Челябинской области: уборщица вытирает лицо парализованной беспомощной пациентки половой тряпкой, которой до этого она вымыла пол с фекалиями.

Вопрос "Кто виноват?" в разрухе региональной медицины получил привычный ответ. Виноваты, как всегда, некие нерадивые чиновники на местах. То есть: никто конкретно. Но как быть с вопросом "Что делать?" Что нужно сделать для того, чтобы в российских больницах пациентов перестали обмазывать говном? Ведь понятно, что челябинская уборщица просто попалась на камеру. Она же не одна такая уникальная. Бывают случаи и пострашнее.

Наболевшую тему с "Новыми Известиями" обсудила Александра Кузьмичёва, координатор фонда «Старость в радость»:

— Как избежать жестокого обращения и унижения человеческого достоинства беспомощных людей?

— В этой проблеме есть два аспекта: когда что-то уже случилось, это компетенция административных и правоохранительных органов применять меры к сотруднику, который допустил такое в отношении пациента любого возраста.

А для предупреждения подобного поведения в будущем, конечно же, необходимо обучение персонала. Мы, фонд «Старость в радость», проводим тренинги персонала домов престарелых. Но никакие тренинги не помогут, если один сотрудник должен ухаживать за большим количеством пациентов, лишённых возможности обслуживать себя самостоятельно. Будь то больница, дом для престарелых или детский дом. Если отправить ухаживать за двумястами беспомощным людьми четырёх санитарок, то абсолютно не важно, сколько вы их перед этим обучали и какую вы им назначили зарплату. Мировой опыт, в том числе и российский показывает, что для того, чтобы обеспечить достойный уход, нужно выдерживать норму 1 к 8, то есть, на одну нянечку – 8 подопечных. В первую очередь вопрос стоит о достаточном количестве обслуживающего персонала, который, конечно же, нужно обучить профессиональным навыкам.

Сначала надо снять прессинг нечеловеческих условий работы, когда одна санитарка вынуждена ухаживать за пятьюдесятью больными.

Кроме того, отличной профилактикой жестокого обращения является прозрачность учреждения. В закрытых, замкнутых больницах может происходить любое, но никто об этом не узнает. Это создаёт ощущение безнаказанности. Необходим как общественный контроль, так и понимание самими пациентами, что они не обуза, а люди с правами, ради которых все и собрались и никто не вправе над ними издеваться.

То, что зафиксировано на видео – это нарушение человеческих прав.

В программу наших тренингов входит не только информация и обучение тому, как надо поднимать, переворачивать и умывать больного, но и то, как с ним надо общаться. Это чрезвычайно важно. Входящая в палату нянечка обязана представиться, предупредить о тех манипуляциях, которые она собирается сделать. Никакое панибратство недопустимо. Обращаться к пациентом возможно только по имени отчеству и на «вы». Коммуникация – одна из важнейших частей ухода. Если человек себя чувствует тварью, о которую можно тряпки вытирать, он и не выздоровеет.

Но хочу повторить: никакие тренинги по коммуникации не решат проблему, если не созданы приемлемые условия труда.

Подпишитесь