Posted 5 октября 2019,, 14:05

Published 5 октября 2019,, 14:05

Modified 7 марта, 15:33

Updated 7 марта, 15:33

Только на игрушки и способны: девять бед российских инноваторов

Только на игрушки и способны: девять бед российских инноваторов

5 октября 2019, 14:05
Отечественные изобретатели как правило страдают редким инфантилизмом во всем, что касается продвижения своих идей

Известный российский экономист Андрей Мовчан поработал членом жюри премии «Электроника России».

Это событие примечательно по многим параметрам. Его организаторы, живущие в России, без государственной поддержки уже много лет за свои деньги (причем без спонсоров и рекламы) делают премию в области не нефтегаза, не агро, не вооружений, а … электронной промышленности.

Премия вручается в пяти номинациях компаниям, работающим в производстве высокотехнологичных систем и информационных технологий в России. Пятерых лауреатов из шорт-листа и выбирает жюри из 10 человек, после того, как финалисты презентуют свои бизнесы

Мовчан поделился в своем блоге впечатлениями от увиденного, а они необычайно интересны:

«Лауреаты получили статуэтки и дипломы, я вкусно пообедал в Шератоне – все довольны.

Но я конечно же не о том. Я же не из индустрии, поэтому самым интересным для меня было наблюдать и слушать. Моя беда в том, что я – инвестор с черт знает каким по размерам опытом; и потому я часто слышу совсем не то, что говорят. Так вот, что я услышал:

1. В России есть еще много молодых и не молодых людей, которые стоят и не в позиции «пора валить», и не в позиции «Путин – дай денюжку за лояльность», и не в позиции «завтра революция». Они пытаются работать, причем не «зарабатывать, а для этого работать», а «работать, создавать полезное, а если получается зарабатывать, то еще лучше». Есть очень увлеченные люди, которые могли бы со своим продуктом слиться в места с хорошим климатом; но они не делают этого – работают, и даже не только в Москве, а вообще бог знает где (простите меня, не москвичи). То есть если режим сменится на что-то разумно-предсказуемое, готовое защищать инвесторов и дать пространство бизнесу, в стране есть кому сделать рывок – «пехотинцы прогресса» на месте, выписывать их из-за границы не придется.

Это хорошая новость.

Но она единственная.

В том числе потому, что их становится всё меньше. «Каждый самолет из Москвы на Сан-Франциско на треть заполнен теми, кто уезжает делать там свой бизнес – навсегда» - это цитата от человека, который знает, о чем говорит.

2. Если с пехотинцами пока нормально, то с «офицерами прогресса» будут проблемы. Есть неплохие бизнесы, но из всех презентаций на что-то удобоваримое для инвесторов была похожа только одна. Презентеры плохо владеют цифрами не только по рынкам (дискуссия шла типа «В Китае производят 70% нашего потребления или 30%?»), но и по своим бизнесам. На вопрос «А какая у вас прибыль?» следовали такие ответы: «Ну, я не ожидал такого вопроса»; «А это непубличная информация»; «Да я вообще не про прибыль думаю, мы все очень увлечены бизнесом, я сам езжу на Хюндай, мне денег не надо». Вопросы «в чем ваше конкурентное преимущество?»; «как изменится рынок?»; «вы производите технологию или продукт?» вызывали грустное размышление докладчиков

3. Часто есть большие вопросы к новым, активно разрабатываемым продуктам – авторы не анализируют спрос, потребительские качества, рынок. Вот, рассказывается о новой автосигнализации, которая работает на LTE и оповещает владельца о угоне на расстоянии 15 км. Потенциальный рынок – все машины в России. Хм. А LTE у нас что, так распространен? И зачем мне за 15 км от машины знать, что ее угнали? Может лучше (как это уже реализовано во многих существующих сигнализациях) передавать сигнал службе охраны? Еще одни – умные ребята, сделали прибор, регистрирующий 15 параметров, передающий их по 5 каналам. «У конкурентов от 1 до 3 каналов, от 3 до 7 параметров у всех!» Ок, может быть надо здесь задуматься – если все (!) конкуренты делают настолько меньше каналов и параметров, может нет спроса на большее число? Удивление на лицах.

4. Масштабы бизнеса малы вообще и в частности. Из приведенной статистики – рынок печатных плат в России 30 млн кв.дм, в мире в целом – 60 млрд. Россия – 0,5%, при том, что наш ВВП – около 1,8% мирового. То есть наш ВВП – это не про тот ВВП. Рынок оборудования для управления сложными системами в России около 30 млн долларов (что это за цифра такая – опять 30?), в Германии, с населением в 2 раза меньше – 300 млн долларов. И так далее, по списку. Большинство номинантов имеют выручку «уровня УСН», лишь у одного выручка была около 40 млн долларов в год – это компания с 50% долей рынка в России! При этом многие компании экспортируют свой товар, но как! Одна компания экспортирует в 78 стран. Месячная выручка – 15 млн рублей. 3000 долларов на страну в месяц. [разговор про выручку не учитывает компании, делающие софт – там как раз выручки огромные, в основном за счет экспорта].

5. Скорость развития низкая и это все принимают как должное. «Мы работаем с 2010 года. Уже есть прототип и заказчики на первые 10 изделий» - типичная фраза, и речь не о самолете или подводной лодке, а о продукте стоимостью 100–1000 долларов. У многих компаний базой развития новых продуктов являются технологии 70х годов (а у некоторых – и более ранние). Беспокойства у них этот факт не вызывает (а с чего бы, если у нас так принято даже в ВПК?).

6 Подавляющее большинство компаний четко сориентированы на три «конкурентных преимущества»:

a. Ниже себестоимость. В основном за счет зарплат (сырье, импортные комплектующие и пр. часто дороже, чем у иностранцев). Не в Москве средняя зарплата в таких компаниях 35-40 тыс. рублей в месяц, у ведущих специалистов – 70 – 80 тыс. рублей в месяц. Очевидно, это не переносимо за границу, вот с этим «преимуществом» и сидят в России. Только вот для России это никакое не преимущество.

b. Санкции, импортные пошлины, барьеры в рамках импортозамещения. На вопрос – «что будет, когда барьеры снимут?» ответа просто нет, не думали о таком.

c. Государственные деньги, получаемые частично нахрапом, частично – умением попадать в унисон с весьма, простите за откровенность, унылым мышлением чиновника. Была среди номинантов компания, которая делает коробочки автоматического интерфейса «человек-машина» (типа автомата на границе чтобы паспорт проверить) и зачем-то «одевает» их в пластиковые фигуры человекоподобных роботов а-ля фильм 60-х годов прошлого века, называя это прорывом в робототехнике. Презентовала компанию «Начальник отдела счастья сотрудников» (во как, это должность!) – удалая деваха в миниюбке, с поставленным сексуальным голосом, задорными шутками, напоминавшими образ «Тани – трактористки» из советского черно-белого кино, «вся на позитиве», источавшая уверенность и ничего не понимавшая в теме. Презентация состоит из «позитивных» же слайдов в современном псевдомолодежном стиле а-ля «быстренько все построились, большие пальчики вверх, дурацкая улыбка до ушей, показали свою энергию, вы чемпионы, прыжочек, гримаску, позочку!» Владелец компании не приехал, «потому что как раз ну сегодня он это в Питере на форуме «Синергия» вручает нашего робота с лицом Шварценеггера самому Шварценеггеру!» В инвесторах компании, которая занята засовыванием музейного аудиогида, банкомата и Сири в пластиковый манекен, «корпорация МИР, другие – секрет». В общем – роботов Федоров делаем.

7. Главным заказчиком всего, что сложнее табуретки, в стране давно является ВПК. На втором месте с большим отрывом – государство в разных невоенных видах. Все остальное – на третьем месте, тащится где-то за поворотом, почти не видно. Оно как бы и понятно (про ВПК) – в США тоже ВПК среди лидеров (но не первый), при этом ВПК как раз сам бог велел покупать отечественное – секретность всё же, да и автономность нужна на случай конфликта. Но – вот странность. Сами продавцы ВПК признают, что в их изделиях до 80-90% импортные комплектующие. Причем далеко не только из «нейтрального» Китая, много из Европы, например.

8. Доля импорта в комплектации очень высока, но альтернативу компании видят не в развитии внутристрановой кооперации, а в создании натурального хозяйства. «Мы умеем делать все своё, вплоть до диэлектрика и железа» - постоянный лейтмотив. Зачем? Ваш масштаб мал, себестоимость огромна! «Ну да. Но иначе у нас с российскими поставщиками всегда проблема – качество низкое и сроки не выдерживают; а импорт вообще непредсказуем, могут на месяцы на таможне задержать и всё».

9. Вся логистика в стране москвоцентрирована. «Если из А в Б отправляешь, то едет из А в Москву, потом из Москвы в Б. Поэтому если хочешь делать срочные заказы, надо в Подмосковье строить заводы». Вот и еще одна причина потока людей к Москве и истощения провинции.

Две номинации из 5, и приз зрительских симпатий выиграла одна компания. Бизнес в Смоленске, владельцы – два брата: очень талантливые и увлеченные люди, продукт с великолепным дизайном (лучше, чем на Западе, отвечаю), внутри – современные технологии своей разработки, тоже отличные. Презентация (и вообще маркетинг) прекрасные; сам совладелец признается, что мало пока понимает в бизнес- администрировании и корпоративном управлении, все больше на энтузиазме, но все время учится (время у него есть – молодой). В общем, отличное впечатление производит компания, да и бизнес глобальный, по всему миру 200 000 человек пользуются продукцией каждую неделю, рост быстрый, потенциальный рынок как минимум в 1000 раз больше. Тут я набираю в легкие воздух, театральная пауза… Это компания LAZERWAR – производитель оборудования для лазерного аналога пейнтбола. Компания и правда крутая, как и ее владельцы – им бы хорошего ментора, они бы вообще на второй космической взлетали бы (я после церемонии спросил совладельца – «а с инвесторами вы говорите?» Он ответил «Ну, вообще… - а зачем?». Но вроде я его убедил, что надо, и сам подумываю, что ему предложить).

Но вот как же так, что в стране 145 млн человек, великая математическая наука (была), огромная прослойка прекрасно подготовленных технарей и кибернетиков, ребята из Смоленска сами лазеры конструируют, которым нет аналогов – и вот в такой стране 2 номинации из 5 получает компания, которая делает игрушки в виде копии нового автомата Калашникова? То есть компания-то отличная, но где же те, кто – больше, значимее, надежнее?

Или это наш приговор, и чтобы быть лауреатом в России, надо делать Калашников?»

"