Posted 4 марта 2020, 14:15

Published 4 марта 2020, 14:15

Modified 7 марта, 15:00

Updated 7 марта, 15:00

Реализация нацпроектов загоняет регионы в долги: кому это выгодно

4 марта 2020, 14:15
Сюжет
Банки
Нацпроекты вынудят регионы увеличить размещение долговых бумаг на 30%. Борьба с излишней долговой нагрузкой, которая велась на протяжении двух лет, может скоро закончиться полной капитуляцией сторонников жить по средствам.

Иметь возможность всегда и во всём рассчитывать исключительно на свои собственные финансы – это хорошо. И если у многих людей ещё получается обходиться без заёмных средств, то для корпоративной сферы и госуправления – это фантастика. Вот и для регионов России является совершенно нормальной практикой взять кредит у государства или коммерческого банка, выпустить облигации чтобы выполнить свои социальные обязательства или улучшить инфраструктуру (построить дорогу или ТЭЦ, например).

Вопрос только в уровне долговой нагрузки и возможности заемные средства возвращать. Пару лет назад возникла ситуация, когда регионы задолжали более 2,3 трлн рублей. И если государство выдавало кредиты почти бесплатно, под 0,1% годовых, то кредиты от коммерческих банков минимум под 13% годовых могли разорить кого угодно. Региональные власти были вынуждены ежегодно отдавать сотни миллиардов рублей банкам вместо того, чтобы тратить их на ту же социалку.

За проблему слишком высокой долговой нагрузки взялись в правительстве на самом верху, разработав программу «с кнутом и пряником», действующую с 2018 года: если региональные власти снижают долговую нагрузку на 5% за год, то получают право на реструктуризацию долгов под 0,1%, а иначе грозит штраф в 1 млрд рублей.

И эта техника сработала: по итогам 2019 года долговая нагрузка регионов снизились на 4,3% - до 2,113 трлн рублей. Однако федеральные власти сами же могут поставить под удар успехи борьбы с задолженностью. Причина - в нацпроектах. При разработке нацпроектов чиновники красиво расписали, сколько денег выделяет федеральный бюджет, сколько региональные бюджеты, а сколько привлекается из внебюджетных источников. Но реальность оказалась более суровой, и расходы областей и республик значительно больше запланированных.

Сначала выяснилось, что нет действующего механизма выделения субсидий из федерального бюджета регионам, а потом оказалось ещё, что уровень софинансирования из федерального бюджета не соответствует заявленному. Например, строят школу в Тюменской области в рамках нацпроекта «Образование». Изначально заявлено, что 80% финансирование берёт на себя федеральный бюджет. Но в смете не учитывается ни прокладка сетей к новой школе, ни сопутствующая инфраструктура даже в виде дороги, ни масса других расходов. В результате возникает очень много незапланированных нацпроектами расходов. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин жаловался, что регион должен был тратить на нацпроекты по плану 3% своих доходов, а фактически вынужден тратить 48%.

Где взять деньги? Вновь залезать в долги. В большие долги. В ближайшие 3 года регионам на нацпроекты придётся потратить дополнительные 2 трлн рублей. И чтобы компенсировать дефицит средств, регионам придётся на 30% увеличить объёмы размещения долговых бумаг, продав облигации в 2020 году на 150 млрд рублей: таковы результаты исследования аналитиков Газпромбанка. И это весьма опасная тенденция: в 37 регионах России долговая нагрузка превышает 50% от годовых доходов, а в Мордовии так вовсе составляет 211,2%.

И хоть ставки по кредитам сейчас стали более приемлемые (Омская область сейчас ищет кредиторов, готовых предоставить деньги под 6,5% - 7% годовых), реализация нацпроектов может вновь вогнать субъекты РФ в долговую яму. И как тогда повышать благосостояние населения, если деньги будут уходить кредиторам? Порой складывается впечатление, что нацпроекты запустили не ради людей, а ради банков и небольшого количества богатейших компаний России.

Подпишитесь