Все знают, как важно учитывать свои задолженности: просрочил выплаты, пришли коллекторы, и остался без штанов. Это личная ответственность каждого физического лица. У субъектов Российской Федерации (области, республики, края) тоже есть долги, которые куда более серьезны по масштабам и последствиям. Они возникают, если у региона нет средств на выполнение социальных обязательств перед жителями: зарплаты бюджетникам, строительство дорог, больниц и школ, развитие инфраструктуры, поддержка предпринимателей…
Регионы получают 46% от всех налоговых сборов, остальное идёт в федеральный бюджет. Правительство распределяет им дотации на выравнивание бюджета, выдаёт субсидии и субвенции под конкретные проекты. Дотации, например, два раза в год. А расходы присутствуют на постоянной основе. Возникает так называемый «кассовый разрыв», то есть нехватка денег, которые когда-то будут, но не прямо сейчас. Эти разрывы покрывают за счёт кредитов и других займов. Как в любой бытовой истории: занял «до получки», получил – отдал. С кем не бывает. Но проблемой такой принцип становится для тех, кто живет не по средствам.
Так и с регионами, у которых есть государственные кредиты, кредиты коммерческих банков, государственные гарантии и облигационные займы.
Доходы регионов, за счёт которых погашаются долги, состоят из налогов, акцизов и пошлин, которые мы с вами, граждане страны, платим. То есть это деньги людей. Чем больше денег уходит на обслуживание кредитов, тем меньше остается на развитие региона – считают эксперты. По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, чем выше госдолг, тем больше средств из бюджета требуется, чтобы его обслуживать. Соответственно, если увеличивается эта доля, то уменьшается объём средств, которые могут быть выделены на другие нужды. В том числе – на социальные расходы.