Posted 10 апреля 2017,, 12:48

Published 10 апреля 2017,, 12:48

Modified 8 марта, 02:14

Updated 8 марта, 02:14

Погибшие на взлете. Солистка ансамбля Александрова написала о коллегах

Погибшие на взлете. Солистка ансамбля Александрова написала о коллегах

10 апреля 2017, 12:48
Этот материал редакция "НИ" получила, как говорится, "самотеком" - от бывшей солистки ансамбля Александрова Натальи Устинович. По зову души и сердца артистка вспоминает своих друзей и коллег, погибших 26 декабря в катастрофе Ту-154 у Сочи.

Наталья Устинович

Вскоре после произошедшей чудовищной авиакатастрофы в районе Сочи 25-го декабря 2016-го года один из журналистов обратился ко мне с просьбой дать интервью относительно случившейся трагедии. По причине нахлынувшего горя ответы мои были несвязными, я не могла сосредоточиться, меня душили слёзы…

Помню, что последним вопросом ко мне в нашем разговоре был вопрос о том, что мне больше всего запомнилось в годы работы солисткой в ансамбле Александрова. Одномоментно шквал воспоминаний хлынул на меня, да такой мощи, что мне только и хватило сил ответить: «Запомнилось всё! Жизнь в ансамбле –это счастливое время!»

После этого пронзительно грустного интервью шло время, дни и ночи, а воспоминания об одном из прекраснейших периодов моей творческой, да и просто жизни так и не давали мне покоя… Картины жизни в ансамбле вставали перед моими глазами… Строчки предложений, одна за другой, ложились в моих мыслях ровными рядами, превращаясь в нижеизложенную историю…

Какими же они у меня остались в памяти, мои коллеги, друзья-товарищи, ныне трагически ушедшие от нас?..

Как наяву вижу их молодыми, красивыми, полными сил, полными планами на будущее… Как же всё это могло случиться?!...

Не могу поверить…

ВЛАДИМИР БРОДСКИЙ

С Владимиром Аркадьевичем я познакомилась при поступлении на работу в ансамбль…

В назначенный день и время я пришла в здание ансамбля, поднялась на третий этаж, как и было согласовано с руководством по телефону. Из какого-то кабинета без особого энтузиазма торопливым шагом подошел ко мне человек в очках и предложил пройти в репетиционный зал ансамбля, при этом добавив: «Бесполезная затея. Женщин-певиц, и хороших певиц, также из музыкальных театров на прослушивание за все годы приходило в ансамбль много, но в штат мы никого не взяли. Правда, одна певица в штате у нас в ансамбле всё-таки есть, но она никогда не поёт с оркестром и хором, никогда не ездит с коллективом на гастроли. У неё своя индивидуальная творческая программа. Иногда она поёт под эстрадные минусовки, иногда используются мастера-аккомпаниаторы. (В последствии я познакомилась и подружилась с этой талантливейшей солисткой и музыкантом, великолепнейшим человеком, Заслуженной артисткой России Татьяной Дерябкиной.)Среди музыкантов, – продолжил Владимир Аркадьевич, – у нас принципиально одни мужчины: и в хоре, и среди солистов, и в оркестре – строгий мужской коллектив. Только в танцевальной группе у нас традиционно есть женщины. А певиц мы иногда одноразово включаем в свои концерты или малодневные гастроли». “А меня возьмёте”, - утвердительно улыбнулась я.

«Ну, сейчас послушаем», – ответил он, удивлённо посмотрев на меня поверх очков. Я спела сначала народную песню, потом романс, потом оперные арии… Владимир Аркадьевич дивно аккомпанировал, рассыпаясь бисером по клавиатуре, низко опустив голову и не проронив ни слова. Я уже не знала, что и думать. И вдруг он поднимает голову со светящимися глазами и как-то скупо, по-деловому говорит: «Приходите в такой-то день, будете петь с оркестром перед всем коллективом».

И, к счастью, в тот назначенный день коллектив проголосовал за меня единогласно!

А пришла я в ансамбль Александрова, любимый и почитаемый мной с детства, потому что я внучка Дедов-Героев, один из которых ушел на фронт добровольцем в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. несмотря на бронь. Дана она ему была ввиду занимаемой им высокой руководящей должности. Он имел 2 высших образования (редкий случай для того времени) и был необходим для работы в тылу. Мой Дед геройски погиб 2 октября 1941 года, когда поднимал бойцов в атаку, защищая Ленинград от фашистских захватчиков (так написано в "похоронке"). Другой Дед был военным. Будучи высококвалифицированным специалистом, обучал летчиков, пилотов-бомбардиров на скоростных 3-х месячных курсах. Закончил войну с орденами (три из которых –ордена Красной Звезды) и многочисленными медалями, такими как медаль «За Боевые Заслуги», медали «За Безупречную Службу», медали за доблестный труд, медали к каждому Юбилею Победы над фашистской Германией и многие другие. Отдали жизни за Родину и многие другие мужчины из нашей большой семьи, а некоторые из них вернулись с государственными наградами на груди!

Поэтому в семье нашей военные песни очень любили, сами пели и, конечно же, обожали ансамбль Александрова. Моя работа в ансамбле – это дань Памяти моим Дедам-Героям.

Начались рабочие дни... Владимир Аркадьевич не отходил от меня, во всем мне помогал, чтобы мне было легче и быстрее освоиться в коллективе, выучить и отрепетировать нужные произведения для сольной работы. Специально для меня оркестровали арию Эболи из оперы «Дон Карлос» Джузеппе Верди (спасибо Вячеславу Алексеевичу Коробко, Главному дирижеру и Худ. руководителю ансамбля в то время) и другие вокальные произведения. Начались репетиции, концерты, гастроли… В общем, - жизнь в ансамбле.

Надо отметить, что так по-отечески Володя относился ко всем вокалистам ансамбля, особенно ко вновь пришедшим. Почти все солисты – это певцы, начавшие работу в ансамбле артистами хора. И в этом немалая заслуга Владимира Бродского. Он много с ними занимался индивидуально, помогая им оттачивать их вокальное мастерство.

Наши рабочие отношения с Владимиром Аркадьевичем превратились в настоящую творческую дружбу. Мы наработали приличный совместный репертуар, который иногда использовали в работе ансамбля, например, в одной из концертных программ в Культурном центре Вооруженных сил РФ Министерства Обороны на его легендарной сцене.

Аккомпанировал он мне иногда и в заграничных поездках (например, в одной из поездок в Чехию), изумляя зрителей и слушателей своей виртуозной игрой, своим непостижимым талантом концертмейстера, тонко чувствующим индивидуальность каждого солиста. Однажды на гастролях аккомпанемент был в четыре руки с участием одной великолепной пианистки. Таких концертмейстеров очень мало. Мало в международном масштабе. И коллективу несказанно повезло, что один из них работал именно в ансамбле им. А.В. Александрова. От его профессиональной, необыкновенно талантливой деятельности во многом зависел успех коллектива в целом.

И вообще, хочется еще дополнить о Володе (так к нему, в основном, обращались в коллективе, я же всегда продолжала его называть по имени-отчеству, не осознавая причины этой данности. Сейчас же, я понимаю, это происходило на уровне подсознания, ввиду глубочайшего уважения к этому большому Мастеру и Человеку)

Жизнь Владимира Аркадьевича еще интересна и тем, что он не первый из семьи Бродских работал в этом коллективе. Первым был его отец, солист хора, которого принимал на работу еще сам Александров (!), поэтому Володя являлся одним из немногих потомственным александровцем и очень гордился этим, но не кичился. Он мог сделать мировую сольную карьеру пианиста, но до конца был предан этой творческой организации, относясь к ней, как отчему дому и как к родному детищу одновременно. Все события в ансамбле, его удачи и трудности принимал близко к сердцу. Всегда генерировал новые творческие идеи, радовался воплощению оригинальных композиций, как ребенок. Дома у Владимира Аркадьевича огромная коллекция дисков с мировыми уникальными шедеврами. Он часто давал мне послушать некоторые из них, например, любимых оперных певцов…

А еще у Владимира Аркадьевича есть дочь Машенька – молодая перспективная пианистка, очень талантливая девушка, которая иногда заглядывала к папе на работу. Мы с ней знакомы. Очень хорошо, что она тоже пришла в коллектив александровцев продолжить династию Бродских в третьем поколении. Есть у Владимира Аркадьевича и маленький внучек, который, наверняка, ещё скажет своё веское творческое слово в Дважды Краснознамённом! Особенно сейчас это стало так значимо…

АНДРЕЙ СОННИКОВ

Андрей Валентинович Сонников… Заместитель директора ансамбля по воспитательной работе, полковник. Интеллигентный, строгий, в невероятной степени ответственный за выполняемую работу, выдержанный, немногословный русский офицер, порядочный в самом высоком смысле этого слова… В коллективе его очень уважали, а многие и побаивались, имею в виду молодых ребят-александровцев: настолько Андрей Валентинович был образцом безупречности во всём – прекрасный семьянин (его жена – бывшая сотрудница ансамбля, его главный бухгалтер в прошлом, Лидия Александровна Сонникова) и на службе -- профессионал своего дела.

Интересным и удивительным для меня стало то, что мы с Андреем оказались земляками, родившимися в одном городе, нашим с ним городе детства, прекрасном и любимом казахстанском городе Актюбинске (ныне Актобе). Жили там на соседних улицах: я – на проспекте Победы, он - на улице Кирова, а познакомились, работая в ансамбле. В процессе работы я узнала Андрея Валентиновича, как доброго, мягкого, где-то немного сентиментального человека.

Однажды, будучи на гастролях за рубежом, мне, как обычно, был выделен замечательный, очень удобный гостиничный номер. Но, как выяснилось, достаточно шумный. Окна выходили на очень оживлённую проезжую часть. Через пару дней Андрей заметил, что мои глаза несколько опухли и стали красные. Он поинтересовался, не простыла ли я, предложив воспользоваться лекарственными средствами в аптечке ансамбля, если есть необходимость. Я Андрея успокоила, что всё со мной хорошо, признавшись, что просто немного не высыпаюсь из-за шумного номера в гостинице. Андрей сразу же мне настоятельно передал магнитную карту (ключ) от своего номера, взяв мою магнитную карту себе. Отпираться было бесполезно. На мой вопрос «Андрей, а как же ты?», Андрей Валентинович ответил: «Запомни, прежде всего, администрация, к которой я отношусь, нужна для организации работы артистов, а не артисты – для работы администрации. Это непреложный закон. К тому же, я, всё-таки, мужчина, – улыбнулся он, – и, к тому же, военный мужчина, а главное – твой земляк! Ну, а если совсем серьезно, – продолжил он, – по отношению к его Величеству Женщине, к старикам и детям судят о стране в целом, о степени её развитости и цивилизованности, – а значит, речь идёт об уважении к стране. Россия этого заслуживает! Да и солистка александровцев – это лицо ансамбля! Краснознамёнцы-мужчины должны носить её на руках!» – совсем рассмеялся он.

Надо сказать, по приезде, Лида, жена Андрея, высоко оценила благородный поступок мужа и была очень горда им. После этого случая мы с ней ещё больше сблизились.

А в тот день на гастролях в Польше наш разговор продолжался… признаться, мне было очень приятно слышать подобные рассуждения моего земляка. Он размышлял: «И вообще, очень хорошо, что у нас появилась певица в штате. Это как дуновение ветра, как глоток свежего воздуха для ансамбля. Женский сольный голос заметно разнообразит концертный репертуар александровцев, к тому же, когда солистка такая замечательная, как ты, – улыбнулся он, – да и само наличие девушки-солистки как-то мобилизует, вдохновляет, держит в тонусе весь строгий мужской коллектив».

Тут и я добавила увлеченно: «Андрей, да ведь и мир на Руси отстаивали веками не только мужчины, но и женщины. А сколько артисток побывало на передовой с концертами для солдат во время Великой Отечественной Войны! Вспомним Лидию Русланову, Клавдию Шульженко, Любовь Орлову и многих-многих других певиц. Значит, и в ансамбле должны быть солистки - женщины! – со всей горячностью рассудила я, - А почему же до сих пор у краснознамёнцев не было своей штатной певицы?».

«Значит, пришло время именно сейчас, чтобы у александровцев появилась своя родная солистка. И именно тебе удалось пробить эту брешь, именно ты у нас первая солистка», – многозначительно подытожил заместитель директора ансамбля.

Этот разговор я запомнила навсегда… Очень важный, на мой взгляд, разговор. Эта тема важна и для сегодняшнего дня, когда ансамбль Александрова проводит конкурс на замещение вакантных должностей солистов и других артистов после этой страшной трагедии, после крушения ТУ-154 в районе Сочи 25 декабря 2016 года. Мне, как первой солистке в штате ансамбля, очень хочется верить, что снова у краснознамёнцев появится солистка-женщина и, может быть, не одна!

…Узнала о том, что Андрей должен был лететь в Сирию первым рейсом, который благополучно долетел до места назначения, но и на этот раз он уступил своё место в самолёте молодому человеку, у которого был День Рождения и он торопился вернуться назад домой в Москву, чтобы отметить событие с семьёй. Андрей полетел вторым рейсом, который оказался роковым…

И в этом был весь Андрей…У него остались взрослые сын и дочь.

Комментарий автора: Мне же в своё время пришлось, к сожалению, оставить работу в ансамбле. По семейным обстоятельствам. Ухудшилось состояние здоровья мамы. Длительные гастроли были уже не для меня. Это решение далось мне нелегко, но… Мама - самое дорогое в жизни каждого человека.

Жизнь не стоит на месте, всё течет, всё изменяется, как говорят. Одни артисты уходят (по разным причинам), другие приходят, пополняя их ряды. Но ансамбль Александрова живёт и будет жить всегда! На том стоим и стоять будем! А бывших краснознамёнцев не бывает, они всегда настоящие, потому, что «александровец» - величина постоянная!

ВИКТОР САНИН

Виктор Васильевич Санин… Заслуженный артист России… Чудесный, трогательный человек, одним словом, «Человек-Солнышко – само в душу катится», – как, бывало, говаривала моя бабушка об очень хороших людях. Профессионал, вокалист самого высокого уровня, сценическое мастерство которого восхищало, Виктор был очень скромен, прост в общении, невероятно обаятелен. Как преданный друг, всегда приходил на выручку. Весь до последней своей клеточки был соткан из музыки. Записи, наушники – всегда с собой. В автобусах, находясь на гастролях, постоянно слушал своих любимых певцов, ярчайших вокалистов мировой оперной сцены. Давал послушать их и мне, делясь своим мнением об особенностях вокальной техники каждого из них. Помню, как-то на гастролях в Польше, ранней весной, мы, после очередного концерта, своим тесным, как говорят, междусобойчиком солистов, Владимир Аркадьевич Бродский, наш незаменимый концертмейстер, как всегда, вместе с нами, отмечали день рождения Вадика Ананьева, знаменитого на весь мир «мистера Калинка». Витя раскрылся тем вечером ещё и как большой знаток и любитель поэзии. Рассказывал мне, что у него в Канаде живёт сестра-близнец, любимая племянница, другие родственники, что очень скучает по ним, живя в разных странах… Много говорил об искусстве… Я почувствовала тогда в нём родственную душу, увидела в нём человека глубокого с утончённой душою, доброго и романтичного, светлого, абсолютно преданного музыке… Через 3 дня после катастрофы, 28 декабря, Витя отмечал бы свой день рождения… У Виктора осталась жена Виктория, которую он очень любил…

ИВАН СТОЛЯР

Когда я впервые услышала, как поёт Ваня Столяр, я сразу поняла: это достойная смена солисту ансамбля, величайшему басу современности (утверждаю это без тени преувеличения), Нар. арт. России Гавве Валерию Николаевичу – ветерану знаменитого коллектива. Его голос войдёт в сокровищницу мирового вокального искусства. И какое счастье, что этот выдающийся бас достался ансамблю Александрова! До сих пор, прослушивая записи выступлений Валерия Николаевича, не устаю восхищаться красотой его тембра, мощностью его голоса, его вокальной техникой, сценическим мастерством!

Это моё мнение разделял и Иван. Мы много говорили об исполнительном мастерстве Гаввы, общаясь с Ваней, когда он из хора перешёл в солисты, стал петь в концертах ансамбля уже сольно, а в некоторых концертных программах мы начали петь дуэтом. Иван с жадностью старался перенимать сценический опыт старшего мастера. И ведь был его талантливейшим последователем! Он обладал не только прекрасными вокальными данными, красивейшим тембром, напоминающим шаляпинский, отточенной вокальной техникой, но и был очень эмоциональным, достоверным на сцене! Без всякого сомнения, Иван Столяр - редкое дарование, долгожданная радость для любителей и знатоков музыки, для зрителей и слушателей самых уважаемых и престижных концертных залов мира! Его пение завораживало! Его хотелось слушать и слушать! Хочется слышать этот проникновенный голос и сейчас. Хорошо, что остались записи…

Ивана мне посчастливилось узнать не только, как великолепного исполнителя, партнера по сцене, но и просто как отличного парня, хорошего товарища. Шутки, смех, юмор – через край! Узнала я, что он и безупречный семьянин. Был… Не забуду, как мы втроем, с Ваней и Женей Смирновым, артистом хора, в Бельгии, Брюсселе, в день отъезда ансамбля вечерним самолётом после гастролей, разговорившись, решили прогуляться по городу и пройтись по магазинам, чтобы, как всегда, купить своим родственникам и друзьям что-нибудь на память о прекрасной гостеприимной столице и других городах посещаемой страны. Как Ваня выбирал подарки своей любимой жене, другим членам семьи, как он разыскивал самые лучшие игрушки для своего маленького сынишки, с какой заинтересованностью и какой любовью! Это надо было видеть!

Сейчас у Ивана уже трое сыновей. Своим папой они могут гордиться…

ПАВЕЛ ЖУРАВЛЕВ

С Павлом мы познакомились ещё в стенах МГУКИ (сегодня МГИК), вокальный факультет которого оба закончили. Там мы принимали участие в студенческих концертах Университета, пели с его оркестрами. Он пел свой репертуар, я – свой. Общались. Павел был уникальным вокалистом, обладателем богатейшего баритона с бархатным тембром. Сильнейший голос. А вокальная техника! Сдержанная, интеллигентная манера исполнения. Он был очень грамотным музыкантом, к тому же, прекрасным пианистом – концертмейстером. О таких говорят: «Кладезь знаний!»

Такого вокалиста с удовольствием заполучили бы лучшие оперные театры мира, уверена. А он выбрал ансамбль. Павел, по своей сути, был очень скромным парнем, о том, чтобы стать известным, не думал, это не было его самоцелью. С ним было очень приятно общаться. Как музыкант, Павел Журавлёв был очень эрудированным человеком, многое знал, многое мог рассказать, мог и поспорить, доказать свою правоту. Как выяснилось, среди меццо-сопрано, его любимой исполнительницей была американская оперная певица XX века (1897-1993) Мариан Андерсон, обладавшая в нижнем регистре настоящим контральто. Мне это мнение Паши относительно низких женских голосов было особенно важно и интересно, потому что мой голос – тоже меццо. Павел восхищался трактовкой этой темнокожей певицы исполняемых ею произведений, её фразировкой и нюансировкой вокальной строчки. Мы много беседовали, кроме того, Павел умел быть заботливым другом…

Безусловно, Павел Журавлёв – это гордость вокального факультета МГУКИ (ныне МГИК), его неокрепший птенец в прошлом, с любовью выпестованный в стенах нашей родной альма-матер и, в итоге, превратившийся в горделивую величавую птицу – роскошного журавля… Высоко ценил Павла, как вокалиста, и Заведующий кафедрой вокального факультета Университета, Народный артист России, Михаил Иванович Демченко (в классе которого я получила высшее вокальное образование). Пашу любили и уважали, как профессорско-преподавательский состав, так и студенты. Его будут помнить всегда! По решению министра культуры РФ Владимира Мединского в память о Павле Журавлёве и других 13 выпускниках и студентах МГИК (МГУКИ), погибших в авиакатастрофе ТУ-154 в районе Сочи, на здании ВУЗа 2 февраля 2017 года установлена и открыта мемориальная доска.

ВИКТОР МИХАЛИН

Еще один выпускник нашего Университета (ныне МГИК) – солист танцевальной группы ансамбля Александрова Виктор Михалин. Не нужно быть профессионалом в области балета и танца, чтобы понять, что парень был невероятно талантлив. Он потрясал зрителя своими сольными номерами, своей знаменитой «разножкой» (шпагат в воздухе) с неподражаемым высоченным прыжком.

Когда ему было 15 лет, его приняли в студию Государственного Академического ансамбля народного танца России имени Игоря Моисеева, там его заметил и предложил сотрудничество сам Михаил Лавровский (!), а Виктор выбрал ансамбль Александрова.

Витя был замечательным, где-то немножко застенчивым, светлым человеком. Весь обвешанный фото- видео- аппаратурой на гастролях, всегда мне помогал разбираться с моей, объясняя, когда и на какие кнопки нажимать, иногда даже что-то ремонтируя на ходу. Такой он был: «Витя – Золотые руки и Золотое сердце». Таким всегда и будет в наших сердцах!

У Вити остался малолетний ребёнок…

СЕРГЕЙ КОТЛЯР

ВЛАДИСЛАВ ГОЛИКОВ

С Сергеем мы подружились, когда оба служили в МГАДМТ имени Н.И.Сац.

Когда набирали новых певцов для вокальной труппы театра и проходило прослушивание на его главной сцене, я, находясь в зрительном зале вместе со своими коллегами, из множества претендентов отметила именно его, Сергея, как высококвалифицированного талантливого певца с очень красивым голосом. Как конкурсант, Серёжа пел тогда арию Онегина из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и классические романсы. И это было впечатляющее исполнение!

Такое же мнение высказали и другие артисты театра. Помню даже, как выглядел Серёжа в тот день – это был высокий, хорошо сложенный, очень, ну очень худой молодой человек с черными как смоль волосами по плечи и в белом с высоким воротом свитере (в ансамбле Сергей уже выглядел плотным, могучего телосложения взрослым мужчиной, совсем непохожим на того робкого мальчика в стенах Храма Искусств на проспекте Вернадского). Повсюду слышались реплики артистов, особенно артисток театра: «Какой красивый парень и как красиво поёт!». Когда Сергей был принят в труппу, я была очень рада, что этот голос теперь будет звучать на сцене нашего легендарного театра, который основала выдающаяся женщина Наталья Ильинична Сац.

Началась работа. Мы много общались с Сергеем, говорили о вокальной технике, иногда вместе распевались в репетиционных кабинетах, делились друг с другом любимыми распевками, а иногда после работы шли до метро, разговаривая. Нас связывала нежная дружба двух фанатично любящих вокальное искусство коллег. Я узнала, что Сергей один ребенок у мамы, что он её очень любит, что с детства мечтал стать хорошим певцом. И это у него получилось! Его мама может гордиться своим сыном! Гордится им и московский музыкальный театр имени Н.И.Сац так же, как и его солистом Владиславом Голиковым, с которым мне, к сожалению, не довелось познакомиться. Владислав Голиков пришёл в ансамбль после меня. Но выступления его с краснознамёнцами я видела по телевидению, в записи, и они производят на меня глубокое впечатление. Одна ария Калафа из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини чего стоит! Без сомнения, Владислав был очень удачной сменой солисту ансамбля старшего поколения, Нар. арт. России Василию Ивановичу Штефуце, нашему любимому тенору, ветерану ансамбля, которому, взрываясь от восторженных возгласов, аплодировала вся планета в течение 40-ка с лишним лет его работы в ансамбле Александрова. Его звеняще-высокая, нескончаемо-долгая верхняя нота в том же Калафе, казалось, пронзала небеса и потрясала воображение публики. Самые известные, самые престижные залы всех городов России и стран, которые посещали александровцы со своими концертными программами, встречали и провожали появление Василия Ивановича на сцене стоя. И Владислав мог бы всё это повторить в своей судьбе…

Сергей и Владислав были женатыми людьми. У них осталось по двое малолетних детей.

ЛЮБОВЬ ГУЖОВА

О Доброй Хозяюшке ансамбля, костюмёре, Заслуженном работнике Культуры, солистке балета ансамбля в прошлом, Любови Гужовой можно говорить долго и бесконечно… Какой же удивительный, добрейшей души это был Человек! Помню, с какой любовью она подгоняла по мне мою военную форму, с ниточкой и иголочкой в руке… хотела, чтобы я выглядела неотразимо! Так Любаша заботилась о каждом артисте ансамбля, заботилась, как о своём ребёнке. А уж об артистах танцевальной группы и говорить нечего – она их просто обожала! Как же наша Любушка-Голубушка-Волшебные Ручки старалась и делала всё для того, чтобы ансамбль смотрелся и на сцене, и на видео, и на фото великолепно, в самом лучшем свете!

Люба была человеком мягким, романтичным, улыбчивым и очень скромным. Сколько раз мы ездили в одном купе поездов на гастроли и обратно домой, в Москву… Разговаривали обо всём, смеялись, хохотали…

Важно добавить, что Любовь Александровна Гужова является представительницей большой дружной семьи александровцев в двух поколениях, семьи, которая потеряла в страшной авиакатастрофе ТУ-154 ещё одного своего родственника, члена своей династии краснознамёнцев и Главного балетмейстера-постановщика ансамбля, Народного артиста России Вячеслава Ермолина. За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, за вклад в военное искусство, в развитие Культуры и профессионализм Указом Президента России Вячеслав Иванович Ермолин удостоен государственной награды «Орден Дружбы», а также был награждён большим количеством медалей и благодарностей. Его дочь Ксения, солистка танцевальной группы ансамбля, в своей страничке ВКонтакте написала о своём отце: «Он очень любил свою профессию. Верой и правдой служил любимому Ансамблю до конца своих дней. И погиб со своим балетом в один день, в один миг…» Жена Вячеслава Ивановича, Елена Александровна, теперь вдова (что просто невозможно написать или произнести), тоже много лет проработала в ансамбле, сначала солисткой балета, а позднее костюмёром выдающегося коллектива. Продолжает работать и сейчас. В этой декабрьской трагедии 2016 года Лена потеряла и родную сестру, и мужа, с которым прожила всю жизнь, очень его любила, вырастила с ним дочь Ксюшу, талантливую танцовщицу, у которой муж (также александровец) и двое малолетних детей, одна из которых родилась за два месяца до трагических событий… У Любы осталась дочь Катенька (солистка балета коллектива) и любимые внучата… Верю, александровская династия прекрасной семьи, прекрасных людей будет пополняться новыми поколениями!

АЛИНА ИВАШКО

Об Алине Николаевне остались самые светлые воспоминания… Я бы назвала её Главной Мамой ансамбля – настолько она всё обо всех знала (как начальник отдела кадров коллектива) и заботилась о каждом. Была очень серьёзным, сосредоточенным на сложной работе с документами такого большого коллектива сотрудником, но, в то же время, и очень смешливой, всегда готовой заразительно рассмеяться, поддержать нескучную беседу женщиной. Запомнила я Алину очень добрым, эмоциональным, способным на сердечную откровенность человеком… Позднее Алина Николаевна перешла на должность костюмёра. Её сын также работает в ансамбле.

АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ

Андрей… ангельской души человек! Парень с творческими амбициями, талантище! Человек великодушный, с изысканными манерами, невероятно тактичный и обаятельный. На некоторый период времени Андрюша оставлял ансамбль, строил свою сольную карьеру. И ведь преуспел! Имея мощный по силе голос (тенор) красивейшего нежнейшего тембра и обладая поразительной вокальной техникой, он солировал во многих Оперных Театрах России, а также дальнего и ближнего зарубежья, сотрудничал и общался со многими Звёздами мировой оперной сцены. Всё было отлично! Но, всё-таки, душа потянулась назад, в свой родной ансамбль… Его все любили… У Андрея остался сын-подросток Данила, великолепный фигурист-профессионал…

АНАТОЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ

Толя… Замечательный парень, весельчак, бесподобный друг, умеющий поддержать и словом, и делом товарища в трудную минуту. Великолепный водитель, водитель-виртуоз! Знаю это не понаслышке. И, конечно же, вокалист – профессионал, всецело преданный военной музыкальной тематике. У Толи был лёгкий характер, общаться с ним было одно удовольствие. Помню, на гастролях, бывало, подойдёт, приобнимет по-братски и с удальцой так произнесёт: «Наталья! Э-э-эх! Держись, наша красавица!» Однажды, в Гонконге мы разговорились после концерта… Толик признался, что очень скучает по дому, по семье, по любимой жене и обожаемых сыновьях - ведь почти уже целый месяц не видел их. Сказал мне с такой тёплой, сияющей улыбкой на лице: «Наташ, а ты знаешь, какая у меня жена, какие пацаны… Никогда папку не дадут в обиду! Иной раз, младшенький подбежит к жене, дёрнет её за руку и потребует: «Мама, не обижай па-а-пу! Он у нас ХОРОШИЙ!» И мы оба рассмеялись… Да… это было… Вообще, Анатолий был очень мягким, добрым, я бы даже сказала, застенчивым человеком, очень порядочным и честным. Про таких говорят: «Я бы с ним пошёл в разведку…»

ДМИТРИЙ БАБОВНИКОВ И ОЛЕГ КОРЗАНОВ

Друзья – не разлей вода, хоть и работали, как говорится, в разных творческих цехах. Дима был артистом хора, а Олег – артистом танцевальной группы. Я поначалу даже думала, что Дима тоже артист балета, потому что он был часто окружён нашими любимыми танцорами, к тому же, был так великолепно сложён… Порой, на гастролях подбежит ко мне помочь с дорожной сумкой… Такой Душа-парень! (должна поблагодарить многих и многих ребят-александровцев за подобную помощь-заботушку, некоторых из них, к огромному сожалению, теперь нет среди нас...)

Однажды, на гастролях в Китае, перед вечерним концертом между нами троими завязалась интересная беседа, мы бродили по красивейшей территории вокруг гостиницы, где проживал ансамбль, и не заметили, как оказались у бассейнов. Ребята, конечно же, не стали проходить мимо. У меня с собой нечаянно оказался фотоаппарат, и я друзей сфотографировала. Вот такими они были… весёлыми, озорными, с открытым сердцем для добрых дел. А главное, они любили Жизнь, любили Искусство, любили свой Ансамбль, любили Родину!

Вместе с Олегом в авиакатастрофе погибла и его жена Катя, тоже артистка балета. Теперь их четырёхлетнего сынишку будет растить дедушка…

У Димы осталась дочь-дошкольница…

ВАЛЕРИЙ ХАЛИЛОВ

Хотелось бы выразить своё восхищение, бесконечное уважение, сказать немало тёплых слов в адрес Валерия Михайловича Халилова, изумительного Человека, именитого Музыканта, уникальной Личности, с которым мне посчастливилось быть знакомой, общаться по работе и даже в неформальной обстановке за праздничным столом, отмечая День Победы с коллективом Московской военной консерватории., где я работала. Много очень хороших слов о нём написано в прессе, сказано с экранов телевизоров, лучших и не подберёшь… но всё же, всё же, всё же…

Какой же это был Человек!Человек – Глыба!Человечище – Великан!

Запомнила я Валерия Михайловича человеком железной воли, исключительной порядочности, выдержки, джентльменской обходительности, неоспоримым лидером и, вместе с тем, невероятно обаятельным, улыбчивым, с искрящимися глазами, по-мальчишески азартным…

Таким я его запомнила…Таким и буду помнить всегда!

"