Posted 6 марта, 02:58
Published 6 марта, 02:58
Modified 6 марта, 18:58
Updated 6 марта, 18:58
Юлия Литвиненко
Президент Франции Эмманюэль Макрон в среду вечером выступил с обращением к нации. Описывая текущие исторические события, он подчеркнул, что сегодня «мы вступаем в новую эру».
Он предупредил, что Франция должна подготовиться к тому, что США дистанцируются от Европы, и увеличить расходы на оборону, переосмыслить то, как страна использует свои силы ядерного сдерживания.
«Я хочу верить, что США останутся на нашей стороне, но мы должны быть готовы, если они этого не сделают», — сказал Макрон, добавив, что «российская угроза уже здесь и затрагивает европейские страны».
Он также не преминул указать, что сегодня французская армия «самая эффективная и действенная в Европе».
Слова Макрона о «величии» французской армии скорее следует рассматривать в качестве ответа на «недипломатичные» заявления вице-президента США Джей Ди Вэнса.
На днях Вэнс в интервью Шону Хэннити из Fox News Channel заявил, что экономический пакт с Киевом, которого добивается президент США Дональд Трамп, «является гораздо лучшей гарантией безопасности, чем 20 тыс. солдат из какой-то случайной страны, которая не вела войны 30 или 40 лет».
Хотя впоследствии Вэнс подчеркнул, что его критика потенциальных европейских миротворческих сил на Украине не была направлена против Великобритании и Франции, его слова вызвали большую волну негатива. Заявления американского вице-президента охарактеризовали как «крайне разочаровывающие, недипломатичные и необоснованные».
Ранее Париж «уколол» и госсекретарь США Марко Рубио. Выступая перед американскими СМИ на прошлой неделе, он выделил Францию и Германию среди «крупных, мощных экономик», которые полагаются на США в вопросах безопасности, чтобы вместо этого тратить свои деньги на «огромную систему социальной защиты».
На это заявление ответило Министерство иностранных дел Франции, которое подчеркнуло «оперативные возможности» французских вооруженных сил и их способность «задумывать и проводить крупномасштабные операции за рубежом». В МИД добавили, что Франция в настоящее время соответствует целевым показателям расходов НАТО и намерена удвоить свой оборонный бюджет к 2030 году.
Европейский контингент на Украине
Ранее Макрон заявлял, что мир на Украине, возможно, потребует размещения в стране европейских миротворческих сил. Ожидается, что в четверг в Брюсселе пройдет внеочередной европейский саммит по вопросам обороны и помощи Киеву на фоне ухудшения его отношений с Вашингтоном.
Президент Украины Владимир Зеленский до этого говорил, что его стране необходимо не менее 100 тыс. иностранных военнослужащих. Однако, по данным западных СМИ, ЕС в настоящее время готов направить на Украину до 30 тыс. военных.
Россия выступала против этой идеи.
Согласно последним данным Global Firepower (глобальный индекс огневой мощи), десятка стран, доминирующих в мировом военном рейтинге, выглядит так:
ВС Франции состоят из пяти родов войск: сухопутные, войска военно-морского флота, воздушно-космических сил, национальной жандармерии, а также вспомогательных подразделений медицинской службы.
По состоянию на 2024 год количество военнослужащих оценивается примерно в 200 тыс. человек. Также есть 26 тыс. резервистов и около 150 тыс. человек в военизированных структурах, необходимых для обеспечения работы армии. Франция имеет одни из самых многочисленных сухопутных войск в Европе, численность которых достигает 114 тыс. человек.
В целом эта страна является одной из немногих, в составе ВС которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства: от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев.
«Великая армия» в истории Франции
Примечательно, что ранее о величии французской армии говорил и Наполеон I Бонапарт. При нем как раз и появился термин «Великая армия» (1805–1808 и 1811–1814 годы), в частности, в ходе войны против Третьей антифранцузской коалиции (в ее состав входили Россия, Великобритания, Австрия и Швеция).
Позднее «Великая армия» действовала против сил Четвертой антифранцузской коалиции, а спустя год была распущена специальным Императорским декретом.
Впрочем, уже в конце 1811 года ее воссоздали для войны с Россией. Тогда она включала части и соединения французской армии, а также контингенты союзников. Летом следующего года «Великая армия» Наполеона Бонапарта пересекла реку Неман, начав войну с Российской империей. Но уже в декабре 1812-го она потерпела поражение — война завершилась полной и безоговорочной победой русских и союзнических войск.
С падением империи Наполеона I «Великая армия» также прекратила свое существование.
По мнению Макрона, РФ является угрозой для Франции и Европы. Он отметил, что история научила тому, что российская угроза «реальна» и затрагивает европейские страны. Так, например, украинский конфликт уже превратился в глобальный.
Президент Франции призвал принять меры, чтобы гарантировать безопасность его страны, Европы и Украины. Относительный мир, которым Западная Европа наслаждалась на своей территории после окончания Второй мировой войны, похоже, подходит к концу, и континент должен готовиться к будущему, укрепляя собственную оборону, подчеркнул Макрон.
Чтобы противостоять этой угрозе без США, французский лидер заявил, что решил начать стратегические дебаты о расширении ядерных сил сдерживания Франции для защиты европейских союзников страны.
Впрочем, он подчеркнул, что в любом случае решение [о применении ядерного оружия] «всегда было и будет в руках президента Франции».
Вернувшись в воскресенье с экстренного саммита по Украине в Лондоне, Эмманюэль Макрон признал, что его правительству придется «пересмотреть и увеличить» свой нынешний семилетний план военных расходов. Он призвал европейцев резко повысить расходы на оборону более чем до 3% ВВП.
«Последние три года русские тратили на оборону 10% своего ВВП. Мы должны подготовиться к тому, что будет дальше, поставив перед собой цель — от 3% до 3,5% ВВП», — подчеркнул президент Франции.
Как отмечают местные СМИ, правительство может рассчитывать на небольшую поддержку в деле принятия нового оборонного бюджета со стороны оппозиционных партий крайне правого и крайне левого толка, включая националистов, пацифистов и критиков НАТО, которые считают, что Париж никогда не должен был вступать в союз с США.
Однако бывший президент Франсуа Олланд полагает, что не может быть и речи о том, чтобы «пожертвовать нашей социальной моделью». По его мнению, увеличение военных расходов станет подарком для «популистов», которые предпочтут отказаться от Украины.
Министр финансов Франции Эрик Ломбар, в свою очередь, считает, что страна все же должна двигаться к формированию экономики военного времени. Он также пообещал в ближайшие недели представить новые бюджетные меры по увеличению расходов на оборону.