Вот такой замкнутый круг – это суровое российское ЖХК: сети стареют, на их ремонт требуются дополнительные средства, но без кардинального вмешательства правительства износ сетей опережает темпы ремонта, что приводит к ещё большим повышениям тарифов, при ухудшении качества услуг.
Финансовый вопрос в сфере ЖКХ вообще непростой: деньги, заплаченные жильцами, проходят витиеватый путь. Часть за содержание общего имущества делят управляющая компания и коммунальщики, которые следят за придомовыми территориями (например, убирают снег), деньги за канализацию уходят местным водоканалам, за электричество – энергосбытовым компаниям, которые делятся между сетевой компанией и генерирующей, которая, в свою очередь, платит поставщикам газа или мазута. Ситуация осложняется тем, что нет единых стандартов выработки электроэнергии (где-то на дешёвом газу работают ТЭЦ, где-то на дорогом мазуте), а некоторые коммунальные предприятия, обслуживающие сети (ту же канализацию) отданы в концессию частным инвестором. В итоге всех преобразований у нас и конкуренция с частными инвестициями не появились (концессионеры часто вырастали из старых госучреждений с тем же руководством и никого не пускали на свою территорию), и контроль утерян.
Есть ли шанс выйти из этого тупика? Вот что говорят эксперты.