В развитых странах как-то справились и довели долю МСП до 50% - 60% в экономике. В итоге что Европа, что США могут быстро подстраиваться под изменчивый мир, и не бояться погрузиться в пучину кризиса на длительный срок. Например, и в Германии, и в США применяются, по сути, практически одни и те же инструменты поддержки малого и среднего бизнеса. Это субсидии, госгарантии для получения кредитов, юридическая и управленческая поддержка. Главное отличие в том, что там не распыляют силы на сотни бесполезных проектов, которые сами по себе съедают значительные суммы денег. В России же, как отмечают аудиторы Счётной палаты, с 2014 по середину 2017 года из федерального бюджета подконтрольным регионам было выделено на поддержку МСП 34,4 млрд. рублей, а в бюджетной отчётности регионов отмечено использование только 9,3 млрд. рублей. Краснодарский край так и вовсе отличился тем, что полученные на пополнение фонда микрофинансирования субсидии размещал на банковских депозитах. В 2014 году таким способом было размещено 92,4% субсидий, а в 2016 г. – 41,8%. Малый и средний бизнес чиновников не интересует, у них свой «бизнес» - на нецелевом использовании выделенных средств. В Германии в рамках Центральной инновационной программы для МСБ одобряется 70% заявок, а средний объём поддержки на один проект – 128 тыс. евро, это почти 10 млн. рублей! Куда уж тут нашей программе «Умник», в рамках которой можно получить 500 тыс. руб. на двухлетние научно-исследовательские работы с массой ограничений и условий вроде необходимости прохождения преакселерационной программы на одном из аккредитованных предприятий. Даже звучит запутанно и угрожающе, а уж прохождение всех условий - и вовсе непростое занятие, считают эксперты.