Академический минимум
27 февраля 2015, 00:00
В мире
НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Мадрид
Экономический кризис, в котором Испания так надолго застряла, заставил вносить коррективы даже в образовательный процесс: в стране всерьез заговорили о том, что пора сократить время получения высшего образования в госуниверситетах с пяти лет до трех. Прецедентов такого экспресс-образования (когда речь идет о первом зак

Секретарь Совета по вопросам образования, профессионального образования и университетов Испании Монтсеррат Гомендио официально объявила о начале дебатов на тему изменений системы финансирования университетского образования, которые должны поощрять преподавательскую и научную деятельность. При этом чиновница апеллировала к изменениям, внесенным в действующие в стране нормы, которые регулируют процесс вузовского образования, и к инициативам отдельных автономий. В частности, Каталония предложила увязывать финансирование госуниверситетов с числом студентов, обучающихся в каждом из них, и со сроками учебы.

30 января нынешнего года были утверждены новые нормы, разрешающие получение диплома о полном высшем образовании уже после 3–4 лет учебы. До недавних пор в Испании по большинству специальностей за четыре года можно было получить только степень бакалавра. Напомним, согласно положениям Болонской декларации, в европейских странах действует двухцикловое обучение. Это предварительное (undergraduate), которое длится не менее трех лет и по окончании которого присваивается степень бакалавра, и выпускное (graduate) – это уже законченное, полноценное высшее профессиональное образование, когда выпускники сдают госэкзамены и получают диплом мастера, магистра или степени доктора.

Получив степень бакалавра, в Испании можно закончить обучение в университете и приступить к трудовой деятельности (по российским критериям это будет «неоконченное высшее образование») или продолжить учебу уже в магистратуре. Продолжительность обучения в магистратуре испанских университетов составляла 1–2 года, то есть, как ни крути, но выходило 5–6 лет учебы в университете. Студенты-медики, как и везде в мире, учатся здесь дольше – 6 лет до степени бакалавра и потом еще 1–2 года в интернатуре до степени магистра. Стоит отметить, что медицинских факультетов нововведения не коснутся.

У новых норм уже немало критиков: испанское образование и так не отличается высоким качеством и не особо котируется на европейском и мировом рынке. Квалификация и профессиональная компетентность многих выпускников испанских вузов ниже, чем обладателей французских, немецких и прочих дипломов, и потому, считают эксперты, сокращение учебного периода на 1–2 года может лишь ухудшить ситуацию.

С испанским дипломом о высшем образовании, полученном всего за три года учебы, невозможно будет нигде устроиться или продолжить обучение, кроме как в родной Испании. Однако сеньора Гомендио отрицает «завуалированное сокращение» времени обучения в госуниверситетах страны и, наоборот, говорит о позитивных моментах. Сторонники изменений утверждают, что они поспособствуют «модернизации и обновлению учебной программы и учебного процесса», а не просто всё сведется «к сокращению одного года учебы или лишних предметов из учебного плана» и что высшая школа Испании, переживающая кризис, от реформы только выиграет. Равно как и студенты, которые теперь должны стать более ответственными и мотивированными на профессиональную подготовку в более сжатые сроки – в противном случае они рискуют остаться у разбитого корыта.

Так что период неспешного получения высшего образования в Испании, когда можно было на годы растягивать получение «мастера» в государственных университетах, похоже, заканчивается.

Система высшего образования королевства переживает не лучшие времена. Сокращения зарплат и увольнения коснулись практически всех государственных вузов, в связи с чем преподаватели и студенты не раз выходили на манифестации в Мадриде, Валенсии, Барселоне и других больших городах страны. По данным министерства образования, культуры и спорта, численность преподавательского состава и научных сотрудников в госуниверситетах упала за последние два года на 3,7%. При этом число преподавателей и исследователей в частных научно-образовательных центрах выросло за тот же период на 10,5%. То есть работу и возможности для профессиональной реализации нашли далеко не все. Многие преподаватели и ученые, ставшие безработными в последние несколько лет, вынуждены давать частные уроки, заниматься совместительством, работая неполный рабочий день по временным контрактам, искать гранты, сотрудничать с благотворительными организациями, писать статьи и книги. А часть молодых и амбициозных специалистов уезжают за границу в поисках новых возможностей.