Заложники своих тайн: как живут езиды - самый закрытый народ в мире
26 августа 2019, 12:34
В мире
Смысл существования езидов без всякого преувеличения состоит в самопожертвовании во имя сохранения священного пламени своей первородной веры, обогащенной великими мировыми религиями.

Евгений Бень

В августе правоохранительными органами Иракского Курдистана задержано пять человек по подозрению в поджогах лагерей для беженцев, в которых проживали езиды. В лагере, расположенном в городе Захо провинции Дахук, сгорело 20 палаток. Здесь находится около 5 тыс. езидов. Позднее произошло еще не менее двух поджогов. Первоначально предполагалось замыкание электропроводки, однако позже следствие установило, что поджоги осуществлены злоумышленниками.

В Синджаре и других городах Ирака после вторжения боевиков ИГИЛ (организация запрещена в РФ),отличившегося геноцидом и изощренными истязаниями –и езидов в особенности, выжившие езиды были вынуждены покинуть родные дома.

Даже с курдами не безоблачно

После недавней кончины шейха (духовного наставника) Мира Тахсина Саида Бега, пользовавшегося большим авторитетом, езиды должны были решить, кто будет его преемником. Согласно требованиям их необычной веры, кандидатом выдвинули сына покойного шейха. В конце июля Мир Назим Тахсин Бег был избран большинством голосов высшего духовного совета. Его посвящение состоялось в главном езидском святилище Лалеш (в 40 километрах от Мосула) в провинции Дахук в Иракском Курдистане. Однако кандидатуру Мира Назима Тахсина Бега отвергло движение «Союзы сопротивления Шингала», объединяющее езидов – борцов с ИГИЛ, воевавших против него во взаимодействии с курдской армией Пешмерга. В начале августа «Союзы сопротивления Шингала» избрали альтернативного шейха езидов – Мира Давуда Сулеймана Бега.

Одни езиды утверждают, что они – наиболее сохранившая самоидентификацию часть курдского народа, другие, что езиды – по сути своей – вообще не курды. Официальный глава езидов Мир Назим Тахсин Бег считает, что езиды – курды, и это вызвало непонимание и недовольство у части езидов. Отчасти и поэтому верующие в Шингале выбрали другого наставника – Мира Давуда Сулеймана.

Лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани старается показать хорошее отношение к езидам. Даже признанные официальные религии Иракского Курдистана – ислам и езидизм. Но в Шингале, например, запрещено вывешивать езидские знамена с изображением солнца и павлина – образа верховного ангела езидизма Малак-Тавуса. И это проявление двойных стандартов со стороны курдских властей, которых часть езидского населения даже обвиняла в предательстве в период, когда экстремисты из ИГИЛ проводили чудовищные зачистки езидских поселений.

Парадоксы хитросплетений ближневосточной политики в том, что у Барзани и поддерживающих его курдов и езидов сейчас взаимопонимание с Анкарой, а у тех иракских езидов, которые не считают себя курдами, хорошие отношения с членами нелегитимной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК): далекие от ислама и езиды, и РПК в турецком государстве ощутили на себе жесткий прессинг.

Устно из поколения в поколение

Почти 50 миллионов курдов, разбросанных по свету, большею своей частью исповедуют ислам (и сунниты, и шииты), а также христианство, и иудаизм. Около миллиона езидов – это генетически близкая к курдам особенная этно-конфессиональная общность, в религиозных культах которой воедино сошлись под знаком гностицизма веяния иудаизма, христианства и ислама в переплетении с зороастризмом. Родным для большинства езидов является эздики – северный диалект курдского языка (курманджи). Езиды юго‑востока Иракского Курдистана говорят на сорани.

Самоназвание у этого народа «эзди», свою религию они сами называют «эздити». Хотя первые письменные упоминания о езидах относятся к XII-XIII векам, сами они считают, что их религия берет отсчет тысячелетия назад. Просто только в средневековье упоминания об их сакральных знаниях были зафиксированы на бумаге, а сами езиды предпочитали и предпочитают хранить их в устной передаче, чтобы письменами не исказить первородный сакральный смысл.

Выдвигается гипотеза, что средневековые мыслители соединили суфийское учение с традиционными курдскими обрядами и верованиями, а отсюда возник езидизм. Ряд езидов, напротив, утверждает, что их вера появилась намного раньше и изначально была обще-курдской, пока курды не изменили ей, перейдя в другие религии. Между тем в средние века езидизм какое-то время даже был официальным вероучением курдского государства Дасин.

Религиозное учение езидов изложено в двух священных книгах – Джилва («Книга Откровения») и Масхафе Раш («Черная книга»). Они написаны особым алфавитом, на южно-курдском диалекте. Письмо по езидским представлениям передает тайную премудрость, которую нельзя узнавать непосвященным: не только не-езидам, но и своему большинству. По этой причине священные книги не имели широкого распространения. Религия езидов практически в основном бесписьменная и главным образом передается из поколения в поколение как устная традиция.

Своеобычная Троица

Езиды верят в единого Бога Хуаде, чье имя ими не принято произносить вслух, и в его Троицу, где первое место занимает Малак-Тавус, второе – Шейх Ади, третье – Езид. Разделение между ними носит достаточно условный характер, так как все они – воплощения единого Бога.

Бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса (он же Азраил), который параллельно занимает первое месте в иерархии езидских ангелов, а им Всевышний поручил управлять вселенной. (Кстати, в иудаизме Азраил – ангел смерти, который помогает людям перейти в иной мир.) В некоторых устных легендах езидов Малак-Тавус выступает как Творец. Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях – как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие добра и зла в каждом человеке. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами оком Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь. Малак-Тавус предстает в образе павлина. Павлин на Востоке считался символом мудрости и величия. Среди некоторых мусульман, окружающих езидов, распространено представление, что езидский Малак-Тавус – едва ли не дьявол.

Вторым по значимости лицом после Малак-Тавуса является Шейх Ади. Езиды считают его апостолом Бога и верят, что он был создан из тени Малак-Тавуса. Шейх Ади и Малак-Тавус выступают в роли посланников Бога, а по некоторым преданиям сами несут Божественную сущность. Примечателен тот факт, что на самом деле в средневековье существовал человек по имени Шейх Ади Шариф ибн Мусафир из знатного рода Омай, сыгравший роль в упорядочении доктрины езидизма. Третьим основным лицом езидского духовного поклонения является Езид – также посланник Всевышнего, более двух других воплощений Бога связанный именно с жизнью людей на Земле.

Перейти в езиды невозможно

На протяжении веков изначальные верования езидов обрастали различными представлениями других авраамических религий, обретая некий неповторимый универсум.

Из-за того, что езиды всегда скрывали подробности своих религиозных культов, распространение досужих домыслов об их вероисповедании – не редкость. Пушкин, упомянувший езидов в «Путешествии в Арзрум», пишет, что, встретив на Кавказе наставника езидской общины, стремился узнать у него правду об их вере и «очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются».

Езидизм, в отличие от христианства, ислама и иудаизма, нельзя принять. Прозелитизм исключен. Езидом можно только родиться. Езиды не вступают в браки с иноверцами. Разве что – очень редко и как исключение – с курдами. Все общество езидов разделено на три замкнутые касты: две духовные (шейхи и пиры, без которых единоверцам невозможно освятить рождение ребенка, свадьбу, провести похороны) и одну мирскую (мюриды). Принадлежность к этим кастам передается по наследству, и браки принято заключать только внутри своей касты. Из-за того, что езиды живут в разных странах обособленными общинами, от века к веку им всё больше и больше сопутствуют генетические заболевания – в таких условиях бывает трудно избежать близкородственных связей.

Несмотря на довольно высокую рождаемость, прирост населения у езидов происходит намного медленнее, чем даже, например, у курдов. Езиды живут в основном в исламском окружении и систематически подвергаются той или иной силы гонениям. Смысл же существования этого уникального миролюбивого народа без всякого преувеличения состоит в самопожертвовании во имя сохранения священного пламени своей первородной веры, обогащенной великими мировыми религиями.