В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь
14 апреля 2012, 16:20
В мире
В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

Тысячи людей в Великую субботу стали свидетелями схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Об этом сообщает INTERFAX.RU. Священный огонь, символизирующий нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, появился в алтаре в ответ на молитвы патриарха Иерусалимского Феофила, как это бывает ежегодно накануне православной Пасхи. По традиции, все свечи и светильники в храме были потушены заранее. Патриарх Иерусалимский Феофил находился в кувуклии один, без каких-либо подручных средств для получения огня. После схождения огня патриарх передал его верующим, которые зажгли от него связки из 33 свечей - по возрасту Христа.

Паломники умывали благодатным огнем лица и головы, так как в первые минуты он не обжигает ни кожи, ни волос. От священного пламени верующие зажгли лампады, чтобы донести огонь до своих домов. Примечательно, пишет РИА Новости, что мусульмане также признают божественную сущность огня, происхождение которого до сих пор не объяснено наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

Российская делегация уже направляется в аэропорт, чтобы успеть до Крестного хода привезти Благодатный огонь в Храм Христа Спасителя в Москве, пишет Life News.

По традиции возглавляет миссию председатель попечительского фонда Андрея Первозванного, президент РЖД Владимир Якунин. Вместе с ним паломники спецрейсом вылетят в столицу, чтобы раздать Благодатный огонь всем верующим. Частицу пламени доставят и во многие епархиальные центры Русской православной церкви — Минск, Ригу, Ташкент, Бишкек, Таллин, Баку, Санкт-Петербург, Архангельск и другие. И впервые Благодатный огонь повезут на Курилы, добавляет НТВ.

Храм Гроба Господня был построен в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. Сегодня храм делят несколько христианских церквей. Большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы. Самым священным местом храма считается кувуклия - часовня над Гробом Господним. В ней находится каменное ложе, где покоилось тело Спасителя после распятия и до Его чудесного Воскресения. Считается, что именно здесь и появляется Благодатный огонь.

До сих пор схождение Благодатного огня не было объяснено с научной точки зрения, и его появление в храме Гроба Господня по-прежнему воспринимается многими как чудо. Христиане верят в божественное происхождение огня и в то, что он возгорается по молитвам паломников и православного патриарха.

Церемония получения Благодатного огня называется литанией и состоит из целого ряда ритуалов, среди которых - проверка кувуклии на наличие источников огня и опечатывание входа в часовню большой восковой печатью.

Непременными участниками церемонии являются представители армянского, коптского и сирийского духовенства, которые появляются в сопровождении каввасов - стражников в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По обычаю каввасы во время прохода сквозь толпу стучат специальными посохами о каменные плиты храма. В действе также участвует и арабская православная молодежь, которая врывается в храм, сидя на плечах друг у друга, с криками и барабанным боем. Возгласы арабской молодежи - это молитвы, в которых они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что такое несдержанное, но чистосердечное обращение также угодно Богу. Шум толпы, выкрики арабской православной молодежи и стук посохов каввасов создает в храме незабываемую атмосферу ритуального праздника.

В полдень начинается Крестный ход от Иерусалимской патриархии до входа в кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. По многовековому обычаю, Иерусалимский патриарх входит в часовню в одном полотняном подряснике. Это делается для того, чтобы все присутствующие смогли убедиться, что он не проносит с собой ни спички, ни зажигалки, ни любые другие предметы для добывания огня. После того, как патриарх входит в кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного огня. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В это время находящиеся в храме верующие также молятся о схождении Святого огня и каются в своих грехах. По преданию, если Благодатный огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а собравшиеся в храме погибнут.

Очевидцы свидетельствуют, что через какое-то время после захода патриарха в кувуклию в храме начинают происходить необъяснимые явления: возникают всполохи голубоватого цвета, которые могут вспыхивать в любом направлении, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. Вскоре в кувуклии возгорается Благодатный огонь - и патриарх Иерусалимский передает его верующим, которые держат в руках большие праздничные свечи. Нередко лампады и свечи в руках собравшихся в храме загораются сами собой. В первые минуты Благодатный огонь совершенно не обжигает, так что многие верующие умываются огнем.

Свидетельство XX века

Ныне здравствующий (2010) Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Благовещенский и Тындинский с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане иеродиакона:

« — Вы видели, как сходит Пасхальный огонь?

— Да, я видел два раза. Тогда еще был жив архиепископ Антоний (Завгородний)[11]. И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи.

— Огонь прямо на этом камне горит?

— На камне, и все лампады горят, и весь камень покрыт огнем… — Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и все».


Алексей Сагань «Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом. Святая земля, Благодатный огонь».

Скептики пытаются собрать заявления лиц, которые утверждают, что огонь их обжигал. Возможно, так и было, но весь вопрос в том, сколько прошло времени. Как образ схождения и продолжительность ожидания в разные годы неодинакова, так и продолжительность времени, когда огонь сохраняет это чудесное свойство, разное. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: „Когда я по прошествии некоторого времени, может быть, пяти минут, решил повторить то же, то почувствовал другое — огонь уже жег“. Сестра Елизавета из Гефсимании говорит, что прошло минут 15, а огонь все еще не обжигал. Никакого противоречия нет. Если не смотреть специально на часы, то восприятие времени бывает очень субъективно. Важен сам факт. Когда скептики собирают „свидетельства“, чтобы поставить под сомнение это чудесное свойство Благодатного огня, они вновь обнаруживают научно-методологическую неграмотность. В науке обобщения делаются на основе твердо установленных положительных фактов. Наличие отрицательных фактов побуждает лишь к исследованию (насколько это возможно) причин их появления. Иеромонах Иов (Гумеров), «Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков».

Н.