Африканская надежда
7 августа 2015, 00:00
В мире
СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ
В египетской Исмаилии в обстановке повышенных мер безопасности прошло торжественное открытие второго русла Суэцкого канала, соединяющего Средиземное море с Красным. Это событие важно не только для Египта. Резко расширившиеся пропускные возможности этой важнейшей транспортной артерии позволят увеличить объем грузоперево

Несмотря на то что через четыре года Суэцкий канал будет отмечать полуторавековой юбилей, важность этой водной артерии, связывающей Красное и Средиземное моря, трудно переоценить и сейчас. Не удивительно, что на открытие второй очереди канала приехали делегации из многих стран. Особенно была представительна делегация Франции, которую возглавлял президент страны Франсуа Олланд. Это неудивительно: Суэцкий канал, позволяющий попасть из Азии в Европу и обратно, не огибая Африку, прорыли в девятнадцатом веке под руководством француза Фердинанда де Лессепса. В столичном аэропорту гостей встречает огромный плакат: «Новый Суэцкий канал: от Египта миру».

Для Египта это событие крайне важное и знаковое со всех точек зрения. С открытием Нового Суэцкого канала, как нередко называют вторую очередь, резко увеличится его пропускная способность за счет движения судов в противоположных направлениях, а также плата за проход. Расширение канала позволит увеличить его пропускную способность к 2023 году с 49 судов в сутки до 97. Это, в свою очередь, позволит почти втрое увеличить доходы от канала с нынешних 4,7 млрд. долларов до 13,2. Ожидается и примерно двукратное увеличение грузооборота Суэцкого канала, составившего в 2012 году 740 млн. тонн.

К тому же расширение этого важнейшего водного пути показало всему миру, что египтяне умеют работать. Они не только не сорвали выполнение поставленной президентом Ас-Сиси задачи, но и прорыли вторую очередь не за три года, как планировалось, а менее чем за год! Работа выполнена грандиозная. Перемещены сотни миллионов кубометров грунта. Новый канал можно условно разделить примерно пополам: 37 км были выкопаны и 35 км пришлись на уже существующие водные артерии, которые расширили и углубили.

Расширение Суэцкого канала обошлось в 8 млрд. долларов. Финансирование строительства осуществлялось при помощи инвестиционных сертификатов. То обстоятельство, что деньги удалось найти без особых проблем, показало, что на действительно нужные и важные дела средства в Египте есть. Сертификаты были проданы за 6 дней. Причем практически все покупатели были египтянами. Говоря о плюсах дублера Суэцкого канала, не следует забывать и примерно о миллионе новых рабочих мест, которые должны возникнуть вокруг него.

Окончание строительства в рекордно короткие сроки позволяет египтянам надеяться, что четырехлетняя «черная полоса», начавшаяся после свержения Хосни Мубарака, подошла к концу. Египтяне ждут восстановления в Стране фараонов стабильности. В стране полны надежд, что Новый Суэцкий канал придаст мощный толчок развитию египетской экономики и что египтяне начнут жить лучше. Согласно расчетам египетских экономистов, экономика, по традиции питаемая доходами от канала и туризма, скоро начнет прибавлять по 7% в год, если, разумеется, не помешают какие-то чрезвычайные события – активность террористов, например. Впрочем, как уверяют египетские власти, ситуацию они держат под контролем. Правда, власти Туниса, где в конце июня в городе Сусе произошел крупный теракт, направленный против туристов, утверждали то же самое.

О том, как причудлив и непредсказуем порой бывает Восток, напомнила одна история, которую сейчас в связи с окончанием работ по расширению Суэцкого канала часто вспоминают. В честь начала работ в Каире решили выпустить памятные марки. До сих пор непонятно, по чьей ошибке на них попал не Суэцкий, а… Панамский канал, который, по удивительному совпадению, в то время тоже расширялся. В связи с окончанием работ по расширению Суэцкого канала будут выпущены памятные марки. Теперь, обещают в министерстве связи Египта, накладок, подобной той, что произошла год назад, не будет.