Вопрос дня: чем русские отличаются от китайцев?
29 января 2019, 19:47
Общество
Многовековая привычка к общинному морализаторству и стукачеству роднит эти народы

Интересные социологические выводы из реакции читателей на свои посты сделал политолог и историк Сергей Медведев:

«Мы дивимся на китайцев, которые любят свой социальный рейтинг. Сейчас там новое приложение, которое показывает тебе всех должников в радиусе 500 м., и если ты видишь, что этот человек делает крупную покупку или сидит в дорогом ресторане, ты немедленно об этом сигнализируешь. И все довольны, особенно образованные жители крупных городов, и все добровольно подключаются к системе, чтобы получить бонусы типа дешевого кредита без поручителей, доступа в дорогие отели и элитные школы и проката машины без залога. Санкции для лузеров, ништяки для большинства. (Правда, через пару лет санкции будут для всех, и уже не за долги, а за мысли, но об этом пока не думают).

Но полагаю, что у нас, когда этот рейтинг введут (а это вопрос ближайших лет), реакция будет примерно той же, все с удовольствием включатся в коллективный перестук. Потому что привычка к общинному морализаторству неистребима и особенно видна по соцсетям. Помню, пару лет назад я, выпив и разомлев, написал ностальгический зимний пост про то, как за окном холодно, а я сижу с бокалом итальянского вина в любимом норвежском свитере. О, что я услышал в ответ! Особенно норвежский свитер глубоко уязвил комментаторов, которые десятками язвили о моем гнилом западничестве и богемном декадансе.

Или вот на прошлой неделе - пишу, как возвращаюсь с мороза на крылечке в тепло натопленного дома, а мне в ответ - зачем жарко топить, это неэкологично и аморально. Пишу, как камера ГИБДД мухлюет, приписывая пару км/ч превышения, необходимых для штрафа (и другие водители шлют фото с той же самой камеры, откалиброванной в пользу государства) - а мне в ответ опять десятки доброжелателей: а ты вообще не превышай, куда торопишься, реализуешь свои комплексы за рулем, ставишь под угрозу жизни. (Мне, едущему со скоростью 125 на автобане, где весь поток на протяжении сотни километров от Волоколамска стабильно идет 130, допустимые камерами). И тут же квалификация и оргвыводы: профессор либерального вуза публично признается в преступлении, а имеет ли он право называться либералом, говорить о правах человека и вообще учить студентов?

И конечно, Европа, argumentum ad Europam. «В Европе за тепло в доме заплатишь кровью». «В Европе за превышение более 3 км/ч распнут».. Европа как высшая моральная инстанция, как отцовское супер-эго для нашего мятущегося id. (Хотя итальянское вино и норвежский свитер для него тоже табу, ибо понты и непатриотично. К Европе надо апеллировать абстрактно, сидя в валенках со стаканом водки).

И вот я думаю, а так ли мы отличаемся от китайцев. Они в первом поколении переехали в бетонные муравейники из деревень и городских глинобитных хутунов-коммун, где все наружу и все друг друга знают, и следят, и докладывают старосте. Мы во втором-третьем поколении - переехали в те же панельные муравейники из коммунальных квартир с бельем на кухне и детской ванной в коридоре, из бараков, тесных крестьянских дворов. Общины цепко держат наши общества, превращая социальную жизнь в непрекращающееся партсобрание. «А из зала мне кричат: давай подробности!»

Только не подумайте, что я обижаюсь. Я как Веничка: проснувшись утром в субботу, с трудом припоминаю и накапливаю факты, а накопив сопоставляю. А затем перехожу от созерцания к абстракции. Фейсбук как непаханое социологическое поле. Русское поле экспериментов...»

***

Нельзя сказать, что и этот пост Медведева вызвал всеобщее одобрение, однако согласных с его позицией было все-таки ощутимо больше, чем критиков:

- Очень точные наблюдения получаются, если исключить ботов. Но, общий тренд, думаю, очевиден, да.

- Как раз коллективизмом тут и не пахнет. Каждый сам за себя. Умри ты сегодня, а я завтра. А вертухаям только того и надо.

- Разница с Китаем и всей антиутопией в том, что публикуя пост в фб, вы сами решаете, какими мыслями и поступками делиться и с кем. И когда делитесь со всеми - получаете тот или иной отклик. Толпа, отвечающая вам бывает права, бывает - нет. Я, читая ваш блог, иногда соглашаюсь с вами, иногда - с комментаторами. Вы бываете правы, бываете - нет. По моему, это нормально. И нет никакого повода для эсхатологических мыслей. По крайней мере, в данном случае. Или смотреть на всех на нас как на букашек.

- Незабвенная Шульман вроде говорила, что по шкале ценностей мы близки к китайцам. Крайний индивидуализм и атомизация (под болтовню об общинности и традициях), консюмеризм .

- Я помню, например, ваш о пост о тележках в супермаркете - в которые паства засовывает своих детей - иногда вполне великовозрастных - прям с ногами в зимней обуви. И я помню какой шквал ненависти и истерии вы в ответ получили. Причем даже от каких-то звезд нашей политологической эстрады. Ну, что же - наш народ, да, не очень, мягко скажем, чистоплотен. Это, в принципе, не новость. Я, вот, на днях шел через парк на Молодежной - на ветке над тропинкой, прям на уровне лица, висит использованный презерватив. Приятно мне было - нет. Ну, пошел дальше, а что тут делать..

- Вы абсолютно правы. Я давно живу в Европе и несколько раз была в Китае подолгу, и даже учила китайский язык и брала уроки каллиграфии в Китае. Для меня давно ясно, что русско-российский человек ближе к китайцу или жителю Индии, чем к европейцу. Хотя это мнение вызывает крики протеста и негодования со стороны тех, кто толком не знает ни Западную Европу, ни Азию. Увы.