Поющие в Сети
28 апреля 2012, 00:00
Общество
ЕЛЕНА РЫЖОВА
За последние несколько лет музыкальная индустрия довольно сильно изменилась. Для исполнителей открылись новые возможности – записывать и продвигать свое творчество самостоятельно, вне зависимости от продюсерского диктата. Люди, занимающиеся музыкальным бизнесом, поначалу довольно вяло реагировали на эти изменения, безн

Пираты, которые на протяжении десятилетий обкрадывали музыкантов, оставаясь в целом безнаказанными, постепенно уходят с рынка аудионосителей в виртуальную среду, где, казалось бы, гораздо удобнее заниматься своим нелегальным промыслом. Законодатели и музыкальное бизнес-сообщество, теперь сосредоточившие усилия на борьбе уже с электронными воришками, снова потерпели поражение. Принятые меры ограничились рядом исков к потребителям (как это было с одной американской старушкой, которую оштрафовали на сотни тысяч долларов за нелегальное скачивание файлов), но самих распространителей практически никак не затронули. А музыкантам тем временем пришлось смириться с тем, что продажа их интеллектуальной собственности дохода не приносит.

С другой стороны, исполнителей припирают к стенке своими непомерными аппетитами звукозаписывающие лейблы. Сам сэр Элтон Джон в одном из интервью отметил, что на сегодняшний день условия заключения контрактов с исполнителями «напоминают приставление ножа к горлу», поскольку даже от самого хорошего музыканта стараются избавиться, если он немедленно не «выстрелит» хитом. Понятно, что при такой расстановке сил рассчитывать на появление из ниоткуда нового таланта не приходится.

За бессмысленной борьбой с пиратством, за попытками вернуть пользователей к покупке лицензионных CD и DVD-дисков музыкальное бизнес-сообщество не заметило, что современные технологии постепенно, но неумолимо внесли свои коррективы как в создание музыки, так и в систему ее распространения. Так, в октябре 2007 года британская группа Radiohead выложила в свободный доступ свой новый номерной альбом In Rainbows, предложив поклонникам заплатить за скачивание пластинки «сколько посчитаете нужным». Понятно, что многие скачали альбом, не дав его создателям ни цента. Тем не менее итоговый результат превзошел даже смелые ожидания: по разным оценкам за первую неделю такого скачивания музыканты заработали 10 млн. долларов. После этого Radiohead нарекли «революционерами», совершившими переворот в музыкальной индустрии.

Пример оказался заразительным, да настолько, что различные эксперты именно за системой «заплати, сколько посчитаешь нужным» и вообще за Интернетом видят будущее музыкальной индустрии. «Так музыка будет распространяться в ближайшее время, – выразил уверенность в беседе с корреспондентом «НИ» музыкальный критик Артемий Троицкий. – Конечно, сегодняшние аудионосители не умрут окончательно, поскольку всегда будут профессионалы, коллекционеры или просто ностальгирующие люди. Но компакт-диски, виниловые пластинки станут сугубо экзотическим меньшевистским способом распространения музыки». По мнению Артемия Кивовича, вскоре также отомрут различные платные музыкальные сервисы типа iTunes. «Платить по 99 центов за скачивание песни скоро никто не будет, – предсказывает г-н Троицкий. – iTunes была некой промежуточной формой между аудионосителями и цифровой информацией, но она уже сыграла свою роль. Музыка будет распространяться как бы бесплатно. Во всяком случае, никакой «обязаловки» уже не будет».

В России по этому принципу – платить за легальное скачивание музыки без «обязаловки» – уже функционирует несколько интернет-порталов. «Мы предлагаем пользователям канал связи с музыкантами – честный и открытый, – сказал «НИ» генеральный директор Thankyou.ru Аркадий Кулик. – Вот, пожалуйста, здесь вы можете все скачать, а вот здесь можете положить деньги на счет любимого автора. Если поток воровства невозможно перекрыть, то его нужно перенаправить в какое-то более правильное русло. Поэтому мы надеемся, что пиратство вскоре станет бессмысленным».

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK

Со своей стороны, пресс-атташе проекта Kroogi.com Михаил Хохлов рассказал «НИ», что этот портал позволяет деятелям искусства заниматься своим менеджментом самостоятельно, не только не тратя на это лишнее время, но еще и вступая в партнерские отношения с аудиторией. Что теперь, как выясняется, самое главное». Мирослав Сарбаев, идейный вдохновитель и создатель проекта Kroogi.com, говорит, что, общаясь с директором группы Radiohead, они сравнивали «записки на манжетах» после того, как запустили первый на «Кругах» альбом «Аквариума»: «Выяснилось, что In Rainbows группы Radiohead и пластинка «Лошадь белая» «Аквариума» собрали в процентном отношении одинаковое количество платежей по отношению к количеству скачиваний. И за альбом «Лошадь белая», и за In Rainbows соотношение платящих к скачивающих было 28,8%». Г-н Сарбаев подчеркивает, что эта цифра сильно зависит от создателя контента и его отношения с аудиторией.

Недавно украинская группа Fleur за два месяца собрала на российском сайте более 15 тыс. долларов на запись нового альбома «Пробуждение». «За это время у группы не было ни одного выступления, на котором бы они со сцены или в интервью не сказали о своей акции, – говорит Михаил Хохлов. – В Сети не так принципиальна предыдущая популярность. Важно, как группа общается со своей аудиторией сейчас». Еще один показательный пример: созданная в 2010 году бывшим лидером Tequilajazzz Евгением Федоровым группа Zorge собрала в Интернете деньги на запись альбома, не выпустив перед этим ни одной пластинки. Единственное – они записали 2–3 трека, которые выложили в Сеть и представляли свою музыку на концертах.

«Все говорят, что Интернет обесценил музыкальное творчество, – говорит «НИ» лидер группы «Центр» Василий Шумов. – Но при этом никто не замечает, что глобальная Сеть дала исполнителям возможность быть услышанными, особенно тем, которым не светит ни ТВ, ни радио. Интернет служит шикарной площадкой для распространения информации про группу. Хотя это и не приносит ощутимых доходов, но является мощным рекламным средством. Поэтому в Интернете и всем этом свободном обмене музыкой я вижу больше плюсов для музыкантов, чем минусов».

На вопрос о том, каким ему видится дальнейшее будущее музыки в глобальной Паутине, г-н Сарбаев сказал: «Музыка будет развиваться и распространяться с помощью Интернета и дальше – от этого никуда не уйти. Но тот факт, что сейчас музыку делать легко, имеет побочный эффект – сильно опустилась планка, музыка стала менее качественной. Думаю, в ближайшее время лейблы, которые сейчас все еще находятся в состоянии шока от происходящих изменений, наконец осознают, что необходимость в их существовании ни в коем случае не отпала. Они накопили знания о том, как делать качественный продукт. Эти знания нужны, ими никто больше не обладает. Я ожидаю, что скоро лейблы непременно включатся в производство и будут делать бизнес на том, чтобы помогать создателям контента выводить свои произведения на высокий качественный уровень».

«Растет поколение, воспитанное на сериалах, а не на песнях»

Как вы оцениваете состояние музыкальной индустрии на сегодняшний день? С этим вопросом «Новые Известия» обратились к Александру КУШНИРУ, гендиректору музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн»:
– Я вижу больше минусов, чем плюсов. Главный минус заключается в том, что, во-первых, начинающие артисты не нужны ни радио, ни телевидению, ни звукозаписывающим лейблам. Во-вторых, резко уменьшилось эфирное время, посвященное музыке на профильных каналах. С одной стороны, генеральный офис MTV в Нью-Йорке объявил, что буква «М» в названии бренда не обозначает слово «музыка». А с другой, учредители музыкальных каналов поняли, что сериалы и ситкомы дают на порядок больший рейтинг, чем клиповые блоки, и поместили музыку в резервацию. Соответственно растет поколение, воспитанное на сериалах, а не на песнях «Владивосток 2000», которой MTV открывал ротацию на территории России 14 лет назад.
Другой пример. Есть певица Kira Lao, которая выпустила немного маргинальный, андеграундный, но, на мой взгляд, лучший альбом 2011 года. Она выиграла Премию Курехина и гран-при моего фестиваля «Индюшата». На презентацию пластинки в Питере в социальных сетях планировали прийти до полутысячи человек, а реально пришли тридцать. У нас полностью отсутствует, за исключением «Нашего радио» и с натяжкой радио «Максимум», рок-н-ролльные радиостанции. Как поступают на Би-би-си: в будни по ночам эфирное время дается молодым группам, то есть государство способствует росту талантов. У нас же слева на артистов давит вся эта шансонная субкультура, а справа – рекордное количество концертов западных артистов на крупных площадках Москвы. И в итоге понятно, почему на Kira Lao в Питере приходят меньше пятидесяти человек. У каждого федерального канала есть список артистов, который не меняется веками. Единственная радостная новость – это музыкальная политика Первого канала. Речь идет о проекте «Красная звезда», где у начинающих групп есть возможность выступать, и совсем новая передача «Вечерний Ургант», где планируется давать эфирное время молодым коллективам. Также позитивно то, что у нас проводится несколько крупных фестивалей, на которых могут выступить начинающие коллективы.
Подготовила Елена РЫЖОВА


Шведы стыдятся своих пиратов

Пер Стромберг, представляющий компании, разрабатывающие компьютерные игры, посетовал в беседе с корреспондентом «НИ», что «из десяти миллионов шведов два с половиной миллиона нелегально скачивают из Интернета фильмы, музыку и компьютерные игры. Новый закон не уменьшил масштабы преступления». Эта оценка соответствует действительности. В Швеции действуют два закона – 2005 года, запрещающий нелегальное скачивание и распространение произведений, защищенных правом интеллектуальной собственности, и 2009 года, накладывающий определенные обязательства на интернет-провайдеров. Последний был принят из-за безуспешных попыток правоохранительных органов поймать «пиратов» с поличным и доказать их вину.
Закон 2009 года обязывает провайдеров интернет-услуг предоставлять обладателям прав на интеллектуальную собственность IP-адреса лиц, нелегально скачивающих произведения из Интернета. Решение об этом принимает суд, который позволяет «вторжение в личную жизнь индивида» лишь при массовой загрузке им музыкальных или прочих произведений. Как правило, речь идет о тысяче и более треков или фильмов в месяц. «Мелкие воришки» могут спать спокойно. В первые дни после принятия закона интернет-трафик в Швеции уменьшился на 44%, но уже через два месяца восстановился в прежнем объеме. Люди поняли, что «грузить» можно, не опасаясь последствий. Максимальное наказание для «злостного пирата» – денежный штраф, сумма которого не превышает двух тыс. евро или условное тюремное заключение. До сих пор на скамье подсудимых оказалось менее десятка шведов. Однако опытные пираты пользуются услугами сайтов, предоставляющих временные IP-адреса, или являются абонентами компаний, предлагающих своевременное уничтожение личных данных клиентов. Закона о хранении IP-адресов в Швеции нет.
Алексей СМИРНОВ, Cтокгольм