Новые Известия
Власти и бизнес ищут лучший способ убедить людей вакцинироваться от covid-19
25 июня, 12:27
Общество
Власти и бизнес ищут лучший способ убедить людей вакцинироваться от covid-19
С приходом в Россию третьей и, похоже, самой сильной волны пандемии, тема вакцинации вновь оказалась в центре внимания. Призывы прививаться доносятся из каждого утюга, а некоторые регионы даже сделали эту процедуру обязательной для представителей ряда профессий вроде работников ресторанов или гостиниц.

Но даже при этом темпы вакцинации остаются весьма низкими.«В России прививку хотя бы первым компонентом вакцины от коронавируса сделали 20,7 млн человек, из них обоими компонентами вакцинировались 16,7 млн. Цифра вроде бы внушительная, но для достижения коллективного иммунитета необходимо вакцинировать 60% населения, то есть почти 69 млн человек», - привела цифры вице-премьер РФ Татьяна Голикова на совещании у президента страны Владимира Путина.

Среди лидеров по числу привитых на сто тысяч человек - Сахалинская, Белгородская, Московская области. В отстающих - Дагестан, Владимирская и Вологодская области. Призов за победу в этом «соцсоревновании», конечно не дают, но на кону здоровье тысяч, если не миллионов, людей. Поэтому в каждом регионе стараются придумать самые действенные способы замотивировать людей сделать прививку. В ход идут и «кнуты», и «пряники».

В Москве, например, с одной стороны разыгрывают среди вакцинировавшихся пять автомобилей, с другой – вводят запрет на посещение кафе без прививки. Хотя пока власти все-таки вводят больше приятных бонусов. В Подмосковье розыгрыш трехкомнатной квартиры, в Адыгее - скидки в театры и концертные залы, в Тюменской области — бесплатное УЗИ или профессиональную чистку зубов, в Курской - пенсионерам обещают за прививку три тысячи рублей, а в Новгородской - четыре машины дров.

Не меньше озабочены вакцинацией и представители крупного бизнеса. Тут тоже в ход идут лотереи с ценными призами, как у концерна «Покровский», «Северстали» и Evraz, дополнительные выходные, как на Магнитогорском металлургическом комбинате. Сотрудников Новороссийского зернового терминала стимулируют вознаграждением в три тысяч рублей. А в «Фосагро» вакцинированных сотрудников продвигают в очереди на бесплатные путевки. И все же прививочная кампания буксует.

Главная причина, пожалуй, страхи людей: перед вакциной, которую разработали, якобы слишком быстро, перед пугалками о последствиях и побочках и даже перед мифами о поголовном чипировании. Именно с этой причиной, в первую очередь, решили бороться в «Норильском никеле», запустив информационную кампанию «Сократи дистанцию — сделай шаг». Тут и личный пример топ-менеджеров, и развенчивающие мифы ролики с участием звезд и обычных людей, и онлайн вебинары для сотрудников компании с участием светил науки, которые доступно рассказывают, как работают прививки против covid-19, чем отличаются одна от другой, почему не надо бояться отечественных вакцин.

«Да, наша страна не закупает иностранные препараты, но можно посмотреть на Венгрию. Там не производит вакцины самостоятельно, зато впустили почти все, появившиеся на рынке: Pfizer, Moderna, AstraZeneca, китайские образцы и наш «Спутник V». А потом Минздрав Венгрии обнародовал всю информацию о том, как действуют все вакцины. Так вот по эффективности «Спутник» оказался на первом месте», - рассказал во время одного из таких вебинаров вирусолог и генетик, директор Центра живых систем и биофарминжиниринга, заведующий лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.

За рубежом спектр приемов примерно тот же. От 200 долларов наличными от крупного ретейлера Lidl в США и дополнительных отпусков от Danone, до политики «нет укола — нет работы» в британской компании Pimlico Plumbers. Что в итоге окажется действеннее, кнуты или пряники, пока не ясно. Но так ли это важно, если в конечном итоге выиграть можно, только победив пандемию. А лучше способа для этого, чем вакцинация, пока не придумали.