Религия как обряд
25 июня 2013, 00:00
Общество
Маргарита АЛЕХИНА
Большинство прихожан РПЦ трудно назвать верующими, показал недавний опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Как выяснили социологи, священных книг более половины из них не читали ни разу в жизни, а представления о православии у многих едва ли не первобытные. При этом доля воцерковленных православных практически не изм

Большинство российских православных сложно назвать верующими – об этом свидетельствуют данные июньского исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), посвященного религиозным настроениям россиян. Хотя 64% опрошенных назвались православными христианами, лишь 12% из них оказались воцерковленными (посещающими храм чаще раза в месяц, регулярно причащающимися и знающими церковные молитвы). Из этих 12% священные тексты регулярно читают лишь 14%, а около четверти оказались с ними вовсе не знакомы. Как отмечают аналитики ФОМ, ядро этой группы опрошенных – неработающие пенсионерки. 33% людей, относящих себя к православным, оказались «полувоцерковленными» – они посещают храм несколько раз в год, иногда причащаются, но практически не соблюдают постов. Евангелие читала лишь половина этой группы опрошенных. 31% респондентов исследователи называют «немного воцерковленными», а «слабо воцерковленные» и «очень слабо воцерковленные» составили 16% и 8% опрошенных соответственно. Как отмечается в материалах исследования, за последние тринадцать лет доля воцерковленных православных не изменилась, а доля «полувоцерковленных» выросла на 6%.

Доля активных христиан в России не превышает 2% населения, уверен в беседе с «НИ» протоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов: «О чем речь, если на пасхальную всенощную в Москве приходит всего 1,5–2% процента жителей? И это совершенно нормально – во всем мире доля активных христиан не выше 2–3%. Мы живем в постхристианские времена – для официальной патриархии поезд уже ушел». В интерьере современной кухни огромное значение принадлежит мебели и уголкам, которые сегодня представлены в большом ассортименте на мебельном рынке. Современный портал Энгельса советует своим пользователям, что уголок, установленный на кухне, непременно должен быть изготовлен и собран качественно, поскольку это помещение является местом, где семья проводит много времени. Особенно такая мебель идеальна в кухнях, обладающих небольшой площадью.

Однако, как выясняется, даже немногочисленные практикующие верующие в понятие «православие» зачастую вкладывают своеобразный смысл. По данным социологов, лишь 57% православных верят в то, что Вселенная была создана Богом, 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад, а четверть православных верят в реинкарнацию. Воцерковленные христиане, помимо прочего, чаще других утверждают, что контактировали с инопланетянами.

Таким образом, российские православные верят, скорее, в церковь, чем в Бога, поясняет социолог Катерина Кожевникова: «Религиозность православных в современной России можно назвать магической. Иначе говоря, у значительной части православных она ограничивается обрядовой составляющей», – отмечает социолог.

Некритическое отношение к деятельности РПЦ у россиян во многом связано с низким уровнем образования, в том числе и религиозного, убежден в беседе с «НИ» религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак: «Образованность вообще способствует развитию критического мышления. Например, если люди будут изучать историю соборов, положения о том, что рукополагаемое духовенство не может иметь личного имущества, это приведет их к некоторому недоумению по поводу нынешних церковных иерархов». По словам г-на Табака, уровень просвещенности российских православных христиан ниже, чем в странах, где распространены католицизм или протестантизм: «Протестанты значительно лучше знакомы со священными текстами, многие знают их наизусть, распространены библейские кружки. Для католиков это характерно в меньшей степени, но они тоже много читают». Религиовед Табак считает, что низкий уровень религиозного образования в России связан не только с советским прошлым, но и с дореволюционными пережитками: «Духовенство не было образованным, это был один из самых презираемых классов. Кроме того, читать Новый и особенно Ветхий Завет было не принято, читали в основном жития святых и так называемую благочестивую литературу».

В то же время, по данным исследования «Левада-Центра», проведенного в апреле этого года, 48% респондентов оценивают роль церкви и религиозных организаций в обществе как «ровно такую, какой она должна быть».