Новые Известия
Обратной дороги нет
24 ноября 2009, 00:00
Общество
АННА СЕМЕНОВА
Обратной дороги нет
Специалисты международной компании, занимающейся компьютерными технологиями в авиасфере, выяснили: россияне все чаще предпочитают регистрироваться на рейсы самостоятельно. По словам респондентов, «запись» на рейс через специализированные киоски или по Интернету позволяет им существенно сэкономить время. Однако эксперты

Компания SITA, специализирующаяся в области IT-решений для авиакомпаний и аэропортов, недавно обнародовала результаты международного опроса пассажиров. Выяснилось, что за последнее время число туристов, предпочитающих самостоятельно регистрироваться на рейс, выросло на 20%. Россияне, по данным компании, все чаще стали бронировать и оплачивать билеты через Интернет, а регистрироваться, соответственно, через специализированные терминалы или веб-странички авиакомпаний.

Но наши соотечественники – любители сэкономить время и деньги – нередко тратят куда больше нервных клеток, чем при покупке билетов и регистрации «по старинке». На днях один пассажир купил билет «Москва – Берлин – Москва», однако в Берлин ему пришлось вылететь по отдельно купленному билету. Когда же турист решил вернуться в столицу РФ по заранее приобретенному «в комплекте» проездному документу, выяснилось, что его билет аннулирован. Представители авиакомпаний никакого противоречия тут не видят. «Если человек купил билет типа «туда-обратно» и при этом не вылетел в первый пункт назначения по этому «комплекту», то это автоматически означает, что обратный рейс ему не нужен, бронь снимается, – пояснила «НИ» пресс-секретарь компании «Аэрофлот» Ирина Данненберг. – Это международная практика, и об этом написано как в самом билете, так и на сайте нашей авиакомпании. Пассажир в такой ситуации вправе сдать неиспользованные билеты и получить денежную компенсацию».

Впрочем, ряд экспертов полагают, что вопрос нельзя трактовать однозначно. «Авиакомпания вправе написать в своих правилах перевозки все что угодно: и что инвалидам нельзя путешествовать без сопровождения, и что пассажиров, отменивших бронь слишком поздно, будут штрафовать, – рассказал «НИ» генеральный директор Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев. – Но если они будут противоречить федеральному законодательству, к примеру, закону «О защите прав потребителя», то пассажир может обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку. После нее надлежащими органами может быть принято решение либо об изменении внутренних правил перевозки, либо о штрафных санкциях в отношении авиакомпании». По мнению г-на Бобылева, если турист летит по билету «туда-обратно» только в один конец, это не повод отказывать ему в перевозке. Тем более что права путешественника в такой ситуации прописаны неравномерно: если человек не воспользовался обратным билетом, то компания никаких санкций применять не будет.

Защитники прав потребителей не устают предупреждать: прежде чем воспользоваться той или иной авиауслугой, необходимо ознакомиться с условиями договора. А пассажиры, с учетом растущей популярности электронных билетов, все реже обращают внимание на такие «мелочи». Туристы впопыхах читают только нужную им информацию о дате, времени вылета и номере рейса. Дополнительные сведения об электронном билете требуется скачивать отдельно, да и не у всех установлена нужная для чтения программа. Эту информацию можно посмотреть и на сайтах авиакомпаний, но неискушенному потребителю найти ее не всегда просто.

Между тем, потратив пять минут на чтение, можно избавиться от множества неприятностей, отмечают эксперты. «Чаще всего билеты категории «туда-обратно» предлагаются с серьезной скидкой, так что авиакомпания может установить некоторые ограничения, – сообщила «НИ» член правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк. – Покупка означает, что ограничения являются условием договора и пассажир с этим согласен».