Под один учебник
21 мая 2014, 00:00
Общество
Кристина КРУТИЛИНА
В российских школах могут появиться единые учебники по истории, литературе и русскому языку. О подготовке такого законопроекта сообщила вчера депутат Госдумы Ирина Яровая, обосновав эту меру необходимостью защитить страну от возрождения фашизма. Яровую уже поддержали в Минобрнауки, Общественной палате и Московском патр

Законопроект, о подготовке которого вчера заявила депутат Госдумы Ирина Яровая, предлагает закрепить федеральные образовательные стандарты по истории, литературе и русскому языку и, исходя из них, создать новые единые учебники. Разработку самих учебников отдадут на откуп комиссии, состоящей из чиновников Минобрнауки, экспертов и ученых.

«В Конституции РФ говорится об общем среднем образовании. Это предполагает общность и целостный подход: у ребенка один учебник истории, один – русского, один – литературы», – объяснила Ирина Яровая. По ее словам, многообразие учебников «обеспечивает только коммерческий интерес издателей, но не создает никакого образования и воспитания», а создание базовой линейки учебников по гуманитарным наукам «позволит защитить Россию от возрождения фашизма и воспитает детей». Депутат также усмотрела дискриминацию в том, что, занимаясь по разным учебникам, все школьники сдают одни и те же ЕГЭ.

Замминистра образования и науки Александр Климов поправки Ирины Яровой поддержал: «Уже созданы соответствующие рабочие группы. Закон безусловно нужен. Мы будем продолжать оказывать содействие». «Механизм вариативности не сработал», – подтвердила член Совета Федерации и бывший глава Рособрнадзора Любовь Глебова, добавив, что «начался разброд и шатание позиций», и «шаг, который предлагается законопроектом, может решить эту проблему».

Поддержали Ирину Яровую и в РПЦ. Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин заявил, что «жизнь опровергла утверждение так называемых просветителей о том, что молодую личность нужно освободить от воспитания, влияния государства, церкви и семьи».

В Общественной палате разработка единой концепции преподавания литературы уже ведется, сообщил глава комиссии ОП по культуре Павел Пожигайло. Главной целью преподавания названо «воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей», а отбор изучаемых произведений должен основываться на их «художественных достоинствах, нравственных качествах и жизнеутверждающем пафосе».

Идеолог концепции секретарь правления Союза писателей России Владимир Крупин заявил, что «все ужасы на Западе и все их однополые браки» происходят из-за того, что «Запад обезбожен», а «на Украине все началось с Филарета, с раскола церкви».

Если разработка единых учебников по литературе и русскому языку только планируется, то единые школьные пособия по истории должны появится уже к апрелю 2015-го. Об этом договорились в понедельник члены президиума Российского исторического общества (РИО). Линейка учебников должна соответствовать культурно-историческому стандарту, который в прошлом году разрабатывали историки из РИО и ведущих академических институтов.

Образовательные эксперты не являются сторонниками тенденции к единообразию. Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, заявила «НИ», что не видит никаких преимуществ в создании единых линеек учебников: «Количество учебников уже ограничено утвержденным Минобрнауки федеральным перечнем – этого вполне достаточно. И без того произошел непристойный скандал, когда в этом году в перечень не попали ведущие учебники – например, Занкова и Петерсон. Угрозы и риски от таких неуклюжих попыток чиновничьего диктата слишком велики».

По словам Абанкиной, педагоги должны быть самостоятельными в выборе пособий, а единообразие предметных учебников не имеет никакого отношения к воспитанию школьников: «Воспитание зависит от умения учителя организовать работу учеников, познакомить их с различными социальными практиками, привлечь к общественно значимым проектам».

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов пояснил «НИ», что от предлагаемых поправок пострадают прежде всего сильные школы и титулованные учителя, привыкшие к самостоятельности: «Историки выступают против, потому что один учебник станет единственно идеологически верным. Значит, интерпретации будут невозможны, а литераторы опасаются, что произведения и героев будут рассматривать не с художественной, а с этической точки зрения».