Воздушная тайна
19 ноября 2013, 00:00
Общество
ВЕРОНИКА ВОРОНЦОВА, ЕЛЕНА ФИРСОВА, МАРГАРИТА АЛЕХИНА
Сегодня специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) получат первые данные «черных ящиков» самолета Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», разбившегося в воскресенье вечером в аэропорту Казани. Пока что основные версии трагедии – техническая неисправность и ошибка пилотирования. Родные и близкие 50 погибши

Родственники жертв авиакатастрофы начали собираться в аэропорту еще вечером воскресенья сразу после информации о крушении самолета. Родные и близкие погибших жителей Марий Эл, Удмуртии, Дагестана и множества областей прибывали в Казань с ночи на понедельник. Тогда же в соцсетях появились предложения о помощи родственникам погибших от жителей Казани, которые вызывались приютить на ночь, отвезти в аэропорт, забрать домой. «Живу рядом с РКБ. Минимум могу помочь чаем-кофе, 2–3 человека переночевать могут. Конечно, бесплатно», «Если нужна помощь в связи с катастрофой, отвезти-привезти – пишите или звоните», – писали люди. Первые процедуры опознания тел в бюро судебно-медицинской экспертизы республиканского Минздрава были назначены на утро понедельника.

Таким пострадавшим, прибывшим ночью в аэропорт, был и президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Официальный твиттер главы республики вчера вечером содержал десятки благодарностей за соболезнования, отправленные президенту пользователями соцсети. «Спасибо!» – адресовалось русскоязычным пользователям, «Рэхмэт!» – землякам президента. Сыну Минниханова Иреку, сотруднику «АК-БАРС» банка, летевшему из Москвы на том самом самолете, было 23 года. У Ирека Минниханова осталась супруга Антония (уроженка Франции), находящаяся на позднем сроке беременности. Она хотела лететь вместе с ним этим рейсом, однако муж отговорил ее.

Этим же рейсом следовали начальник управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов и супруга спортивного комментатора Романа Скворцова Эллина с 11-летней дочерью Дарьей от первого брака. Как рассказал «НИ» журналист одного из местных СМИ Алексей Топоров, ребенок скучал по родному городу, по школьным друзьям и бывшим учителям, поэтому они с мамой иногда посещали Казань. Вот и в этот раз мама повезла девочку по ее просьбе в родные края. «У меня всё прекрасно!» – написала в соцсети Даша Арташева за два часа до гибели.

Еще одна пассажирка этого рейса 25-летняя Наталья Акулинина много ездила по миру и летать не боялась, рассказал «НИ» муж ее сестры Константин Фадеев. Девушка работала в фирме, которая сотрудничала с Москвой. Каждый год предприятие для всех сотрудников устраивало корпоратив в столице. В этом году Наталье объявили, что их отдел расформировывают, но в качестве последнего «подарка» компания соберет всех сотрудников в Москве в последний раз. Домой девушка с этого корпоратива так и не вернулась.

Британская подданная Донна Каролина Булл из Кембриджа была педагогом и совместно с российской коллегой Яной Барановой должна была провести в Казани мастер-классы для детей. Казанский коллега Ильдус Галимов, который встречал женщин в аэропорту, рассказал, что о трагедии встречающим сообщили далеко не сразу: «Примерно в 19.50 к нам вышла девушка, которая сообщила, что по этому рейсу будет задержка. Это при том, что самолет потерпел крушение в 19:29!» Мужчина рассказал, что ему самому сообщили о катастрофе знакомые из Москвы, а сотрудники аэропорта «тянули до последнего».

Когда в аэропорту вывесили списки погибших, у многих началась истерика. Плакали не только женщины, но и мужчины, некоторые люди падали в обморок, кое-кто держался за стены, чтобы не упасть. Затем в аэропорт приехал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Он объявил, что горящий самолет потушили быстро, но спасти никого не удалось.

Большинство жертв авиакатастрофы смогут опознать только с помощью анализа ДНК.
Фото: EPA

Сообщать гражданам о случившемся действительно никто не торопился, рассказал в своем Twitter москвич Станислав Сивачев, оказавшийся очевидцем происшествия. В момент трагедии мужчина ждал своего рейса у трапа самолета. «Стоим на ВПП в автобусе. А взлетающий самолет хорошенько бубухнул. Что случилось – непонятно», – написал пользователь около 19.30. По его словам, после громкого хлопка, который сопровождался вибрацией, пассажиров отвезли обратно в терминал, где по громкой связи вызвали к начальнику смены всех встречающих самолет из Москвы.

Пассажирам самолетов, которые должны были вылететь из Казани, ситуацию объяснили далеко не сразу. «Пришли представители «Аэрофлота», сказали, что все рейсы заблокированы, ближайший – в шесть утра. Пока не было официальных заявлений о случившемся: только то, что «произошло ЧП». Сотрудница полиции сообщила, что в ближайшие три часа рейсов не будет. Зашли к администратору аэропорта: пока неизвестно, когда возобновится работа, возможно, что не ранее чем через сутки», – рассказывает Станислав Сивачев. Когда стало известно о произошедшем, вылетающим, чьи рейсы были перенесены на неопределенный срок, бесплатно предоставили номера в отеле аэропорта.

Сам аэропорт был закрыт для посадки и вылета и открылся вчера около 16 часов. Об этом сообщается на его сайте. Первым рейсом, совершенным из Казани после трагедии, стал рейс до Хургады. Всего же почти за сутки в аэропорту были отменены 69 рейсов, большинство простаивавших самолетов должны были лететь в Москву.

Следственный комитет РФ не спешит винить в гибели людей исключительно технику. «На данный момент в качестве основных версий следствие рассматривает техническую неисправность, ошибку пилотирования и неблагоприятные погодные условия», – говорится в заявлении официального представителя СКР Владимира Маркина, опубликованном в понедельник. На сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сказано, что эксперты организации уже получили изъятые с места крушения «черные ящики», и они существенно повреждены. Однако первые данные из них эксперты рассчитывают получить уже сегодня.

Многие пассажиры предпоследнего для воздушного судна рейса рассказывают, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего. Авиапассажир Руслан Калимуллин заявил, что перед посадкой пилот с трудом выровнял судно. «При контакте с землей нас немного занесло, но пилот справился, а я перекрестился» – рассказал он на своей странице «Вконтакте». Другой пассажир Руслан Исрафилов утверждает, что в салоне была дыра, залатанная куском металла, а кресла совсем расшатанные. «Я сам тесно связан с авиацией, и, имея большой ежемесячный налет, мне не сложно было понять, как реально долго летает это корыто», – рассказал он в той же соцсети. Через несколько часов после катастрофы запись похожего содержания опубликовал и Григорий Бусарев, тем же утром летевший на роковом «Боинге» из Казани в Москву: «Самолет был неисправен, мы чуть не разбились при посадке».

НАКАНУНЕ АВИАКАТАСТРОФЫ В ТАТАРСТАНЕ ПОДОЖГЛИ ДВА ХРАМА И ЗАЛОЖИЛИ БОМБУ

Казанская епархия Русской православной церкви в понедельник сообщила о двух поджогах храмов в ночь с субботы на воскресенье. Как сказано на сайте митрополии, случаи вандализма зафиксированы в Чистопольской епархии. В результате поджога полностью сгорел молитвенный дом в честь великомученика Димитрия Солунского села Ленино Новошешминского района. В эту же ночь был совершен поджог строящегося храма в честь новомучеников и исповедников Российских города Чистополь. «Благодаря усилиям сотрудников МЧС храм удалось спасти», – говорится на сайте епархии. По факту поджогов возбуждено уголовное дело.
Поджог храмов оказался не единственным происшествием в Татарстане на этих выходных. Как доложили главе республики Рустаму Минниханову на состоявшемся вчера заседании антитеррористической комиссии, 16 ноября 2013 года в городе Нижнекамске на территории промзоны было обнаружено самодельное взрывное устройство. Взрыв удалось предотвратить. По данному факту также возбуждено уголовное дело.
Несмотря на совпадение этих инцидентов с крушением самолета в Казани, следствие не включило теракт в список возможных причин трагедии. Об этом журналистам сообщил вчера министр транспорта РФ Дмитрий Соколов. Он также добавил, что на данный момент существует пять версий катастрофы: это могла быть ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия.
Даниил ДРЫНОВ