Северная Осетия: почему христиане чувствуют себя ущемленными
19 сентября 2019, 17:42
Общество
Photo: Соцсети
Вопрос о превосходстве того или иного вероисповедания испокон веков был причиной множества кровопролитных войн. Обеспечить мирное сосуществование различных конфессий на одной территории, в одном государстве - сложная, долгая и кропотливая работа, которую очень легко перечеркнуть в один миг.

Иван Петровский

Пламя чуть не вспыхнуло недавно из-за «спички», которую зажгли в Северной Осетии: некто Роман Габараев после крестного хода оставил на своей странице в соцсети призыв ко всем христианам Северной Осетии убраться из региона.

О допустимости такого высказывания можно было бы долго спорить (с одной стороны свобода слова, а с другой – оскорбление чувств верующих), если бы не тот факт, что Роман Габараев – депутат североосетинского молодёжного парламента. То есть он представитель власти и любое его заявление – это часть региональной политики. Соответственно, его заявление не могло остаться незамеченным. На него отреагировал даже архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, посчитав это шагом в «каменный век язычества».

Вот как комментируют ситуацию эксперты, опрошенные «НИ».

Генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлёв считает, что такие вещи стоит пресекать:

«Мне кажется, что это те самые призывы к межнациональной и межрелигиозной розни. Может они и не повлекут серьёзных последствий, но попытки дестабилизации обстановки радикальной молодёжью должны быть пресечены. В любом случае, это очень вредное заявление: призыв изгнать любую группу людей ведёт к тому, что плохо будет всем. И тем, кого изгоняют, и тем, кто изгоняет». Также эксперт отмечает, что: «человека с такими призывами надо стараться не допускать до политики. Это вопрос к политическим организациям».

Вообще, за такую фразу, пускай и удалённую впоследствие из соцсетей, в России можно попасть под 282 уголовную статью о разжигании межнациональной розни. Но горячий чиновник отделался смешным штрафом в 15 тыс. рублей, и дело было замято, даже мандат не отозвали. Вот так власть на самом высоком уровне относится к таким взрывоопасным заявлениям. И это на нестабильном Кавказе!

Однако в последние годы в Осетии, по словам известной журналистки Мадины Сагеевой, сложилась крайне нездоровая ситуация:

«Самое страшное – практически можно говорить о гонении на православную церковь. Раскол идет на бытовом уровне – если ты носишь крестик, то ты – не осетин, говорят люди, которые поддерживаются официальной властью».

Православная же общественность распространила на интернет-канале «Крылья ТВ» и информационном портале «Основа» свое обращение:

«Регулярные оскорбления в адрес православных христиан в осетинском сегменте интернета не являются новостью. Мы, православные жители Алании заявляем, что в течение нескольких последних лет в республике с молчаливого одобрения властей происходит жесткое давление на Православную Церковь и православных христиан. По сути, осуществляется рейдерский захват древнего христианского наследия на идеологическом и материальном уровне. Более того, мы считаем, что дискриминация в отношении христиан связана с идейными установками руководства республики Северная Осетия-Алания, которые оно формально прикрывает заявлениями о важности празднования 1100-летия крещения Алании».

Руководство Северной Осетии в этом письме упоминается не случайно: у главы региона Вячеслава Битарова какое-то особое отношение к религии. Заняв пост главы республики, он начал свою деятельность с того, что собрал в священном для осетин месте – роще Хетага всех высокопоставленных чиновников, и предложил им поклясться, что они не будут воровать деньги из бюджета и совершать прочие преступления.

Некоторые общественные деятели в Осетии сочли такой поступок осквернением самой святыни...

«НИ» ранее уже писали о том, что Битаров с точки зрения системы управления и экономики вернул регион в средневековье, и казалось. Но теперь он, похоже, решил утащить регион в каменный век. То, что Битаров – сторонник традиционных верований осетин, вопросов не вызывает. У нас полная свобода вероисповедания. Но зачем же за собой тащить весь регион в пучину раздоров и абсурда?

Причём поддержка радикальной точки зрения, направленной на усиление межконфессиональной розни, открыто публикуется в СМИ. Речь идёт о заявлении журналиста Олега Кусова в «Свободном взгляде»: «И если этот священник на самом деле так сказал — ему, конечно, не место в республике». Защита прав людей на проживание в родном регионе подаётся, как что-то совершенно неправильное. Никакой реакции также, как и после публикации Габарева, не последовало.

Межконфессиональное противостояние идет своим чередом, что вызывает беспокойство у бывшего сотрудника Министерства по делам национальностей Ослана Кочиева. Конфликт сказывается не только на отношениях людей, но и на развитии региона:

«Перерастание традиций в экстремизм – это касается туризма. У нас всегда были мужские и женские святилища. Истерик в СМИ у нас в Осетии никогда не было, а сейчас есть: «она пришла в мужское святилище, она опорочила…» Битаров не может их контролировать, и даже стал идти на поводу у некоторых. Они набирают силу, а что с ними делать, он не знает».

Подтверждение этих слов эксперта не заставило себя долго ждать: глава Северной Осетии не раз высказывался о необходимости развития в республике туризма, но вот Министр культуры СО Эльбрус Кубалов на днях дал распоряжение о закрытии для посетителей Даргавского некрополя. «Город мертвых» был закрыт в разгар туристического сезона – в конце июля. Официальная версия этого – осквернение святого места.

Политолог Аббас Галлямов предупреждает, что протестные настроения с националистическим и религиозным уклоном могут угрожать территориальной целостности страны:

«В России, в ситуации роста протестных настроений, проблема национализма в какой-то момент становится ключевой. Протестующие в Москве либералы ни при каких обстоятельствах к выходу из состава России призывать не будут, а вот националисты в республиках - как только почувствуют, что ситуация это им позволяет, - будут. В какой-то момент - когда большинству станет очевидно, что нынешний режим себя исчерпал, - к этим националистам могут прислушаться - и общественность, и местные власти».

Споры православных осетин с приверженцами традиционных верований выглядят особо опасными и на фоне негативных тенденций в социальной сфере, которые уже привели к резкому росту потребления наркотиков. Такие выводы сделали специалисты «Трезвой России», которые подготовили новый ежегодный «Антинаркотический рейтинг регионов» и направили его в правительство Российской Федерации. Северная Осетия в этом рейтинге заняла далёкое 60 место, скатившись сразу на 23 позиции.

Понятно, что для кого-то это очень прибыльный бизнес. Деньги никогда не бывают не при чём. Дмитрий Журавлёв согласен с тем, что религия сама по себе в отрыве от меркантильных вопросов редко является причиной споров:

«Я сталкивался с большим количеством мелких конфликтов, которые при ближайшем рассмотрении оказывались конфликтом хозяйствующих субъектов, обёрнутых в религиозную форму».

Осетины – очень радушные и скромные люди, они не приемлют хвастовства и наглости, но их упорно оскорбляют и толкают на открытые конфликты. Недавно их чувства были оскорблены самим главой республики: Битаров не без гордости заявил, что «не живет на зарплату главы республики» – это 70 тысяч рублей, потому что «на эти деньги прожить нельзя». Денежный вопрос может оскорбить не хуже религии. Каково было услышать такое заявление, скажем, простому рентгенологу, который после появления в республике битаровской «команды» стала получать вместо 10 тысяч рублей в месяц 7 тысяч из-за того, что молоко, которое полагается в качестве компенсации вредной работы деятельности, якобы подешевело?

Северная Осетия всегда была стабильным и предсказуемым форпостом России на Северном Кавказе. И очень не хочется, чтобы республика превращалась в новую "горячую" точку и только потому, что руководство не понимает ценностей гражданского мира и общественного согласия.