Поворот на права
15 мая 2012, 00:00
Общество
МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Депутат Госдумы РФ Антон Беляков подготовил законопроект, требующий от владельцев скутеров и мопедов получения водительских прав. Документ также предполагает повысить возраст, с которого допускается управление мотоциклами, с 16 до 18 лет. Парламентарий предлагает внести соответствующие поправки в закон «О безопасности

По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число ДТП с участием мопедов и скутеров составило в 2008 году 7822 случая. Ранения получили 6379 человек, погибли 289. В 2009 году, по данным того же МВД, было зарегистрировано 5439 ДТП с участием водителей мопедов и скутеров. В них погибли 260 человек и пострадали 6105. В первом полугодии 2010 года число погибших увеличилось на 6%, а в первом полугодии прошлого – еще на 6,5%. По данным Федеральной таможенной службы, ежегодно в Россию ввозится 20–30 тыс. мопедов и скутеров. Сейчас по улицам городов страны ездят примерно 250–300 тыс. таких транспортных средств.

По словам депутата Госдумы Антона Белякова, с каждым годом количество таких ДТП возрастает. Между тем, согласно российскому законодательству, на транспортные средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров получать права не нужно.

«Во всем мире владельцы мопедов и скутеров получают права. Это практика, принятая во всех цивилизованных странах, – заявил г-н Беляков «НИ». – Дело в том, что я сам байкер, поэтому знаю о проблеме не понаслышке. Регулярно приходится наблюдать, как пацаны-малолетки куролесят на многополосной дороге. Через все это тоже проходил: и летал, и падал много раз. К счастью, Бог миловал – жить остался». Наш собеседник подчеркнул, что владельцы скутеров и мопедов действительно все чаще становятся участниками аварий, многие из которых заканчиваются плачевно.

Впрочем, и самого депутата Белякова вряд ли можно назвать образцовым участником дорожного движения. Два года назад парламентарий оказался в центре громкого скандала, когда, по заявлению правоохранительных органов, отказался пропускать на дороге двигавшуюся колонну военной техники.

Первый заместитель главы думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, председатель координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков напомнил «НИ», что ранее идею обязать обладателей скутеров и мопедов получать права озвучивали законодатели Краснодарского края, где этот вид транспорт используется особенно активно. «Это очень неоднозначная идея, – пояснил г-н Лысаков. – Ведь совершенно очевидно, что законопроект затрагивает и тех граждан, которые передвигаются на мопедах только по дворам, деревне, не выезжая на дороги общего пользования. Заставлять их идти получать удостоверения нецелесообразно». Кроме того, по словам Лысакова, «МВД не настаивает на сдаче на права водителями скутеров». «Не думаю, что на сегодняшний день это является острой дорожной проблемой», – подчеркнул собеседник «НИ».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что речь идет об абсурдной инициативе. «С таким же успехом можно придумать еще выдачу водительских удостоверений на роликовые коньки, велосипеды и санки, а еще ввести соответствующие категории прав. Нелепой эта идея мне представляется хотя бы потому, что возраст, с которого можно привлечь к ответственности за нарушение Правил дорожного движения, составляет в России 16 лет. То есть 14-летнего скутериста можно, конечно, обязать получать права, но вот наказать нельзя», – пояснил «НИ» г-н Травин. По его словам, скутеристам и любителям мопедов наверняка потребуется и минимальное обучение. Где они будут его проходить – вопрос.

«Уверен, что пацаны как ездили на мопедах, так и будут. Никто получать права не пойдет, это всем совершенно ясно. Гораздо умнее было бы строить выделенные полосы для движения скутеристов и велосипедистов, как это делается в Европе. Ведь наши подростки не от хорошей жизни ездят по трассам между грузовиками», – резюмировал Виктор Травин. При этом он усомнился в том, что автоинспекторы захотят гоняться за нарушителями, которых и к административной ответственности, как выясняется, привлечь невозможно.