Суета вокруг талона: бюрократия все еще не принимает тотальную цифровизацию
11 октября 2019, 12:58
Общество
В этом году Минтранс разрешил пассажирам использовать в аэропортах электронные посадочные талоны – больше нет необходимости распечатывать дома бумажки, либо стоять в очереди на стойку регистрации, где выдадут заветный талон. Но в эпоху всеобщей цифровизации бухгалтеры не могут отчитаться за командировочные траты.

Иван Петровский

Теперь в некоторых аэропортах, оснащённых специальным оборудованием, можно ограничиться своим мобильным телефоном, в который загружен посадочный талон. В каком виде – не важно. Это может быть просто вложение в письмо от авиакомпании, приходящее после онлайн-регистрации, или же посадочный может быть загружен в специальное приложение вроде Apple Wallet и Android Wallet.

Удобно! Но только не в том случае, если вы бухгалтер и принимаете документы от сотрудника, вернувшегося из командировки. Это своими деньгами вы вольны распоряжаться, как угодно. А когда речь заходит о средствах компании, то нужна строгая отчётность, ведь от расходов зависит прибыль и размер начисленных налогов.

Раньше всё было просто: принёс такой сотрудник посадочный талон со штампом аэропорта – есть подтверждение того, что авиакомпания оказала услуги, значит, стоимость билета можно записать в расходы. Но что делать с электронным посадочным талоном? Никто ведь не поставит штамп на экран телефона... Этим вопросом задались бухгалтеры многих компаний, но пришли только к одному выводу: сотрудникам пока необходимо действовать по старинке, распечатывая бумажные посадочные. Во-первых, это неудобно, во-вторых, чревато ошибками (невнимательный сотрудник может забыть про необходимость распечатки, и пройти по электронному посадочному), а в-третьих, в зарубежных аэропортах, где автоматизация победила, бывает непросто найти человека, который поставит штамп на бумажном посадочном.

Почему в эпоху тотальной цифровизации (даже целый нацпроект такой есть) бухгалтеры не могут отчитаться перед налоговой без распечаток бумажек со штампами?

Мы написали запросы в Минфин и Федеральную налоговую службу. Налоговики не ответили, а вот из Минфина пришёл ответ (имеется в распоряжении «НИ»), в котором говорится: «Фактом потребления услуги воздушной перевозки может быть штамп о досмотре на распечатанном билете, при этом в случае отсутствия штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне, налогоплательщику необходимо будет подтвердить факт потребления услуги любым иным способом».

Выходит, что именно бумажку со штампом никто и не требует. Главное, чтобы было хоть какое-то подтверждение того, что услуга была оказана. Требование вполне логичное, без него покупка билетов была бы прекрасным способом по обналичке средств и уходу от налога. Представьте: компания купила билет на самолёт, сотрудник зарегистрировался на рейс, не выходя из-за рабочего стола, после чего производится возврат билета (да, возврат можно оформить в ряде случаев и после регистрации: всё зависит от условий авиакомпании и от того, был ли возврат вынужденный, например по болезни) и получение средств на другой счёт, или наличными. А бухгалтерия проводит эти средства как расходы на основании имеющегося посадочного талона без штампа. Прекрасная схема! Налогов платишь меньше и имеешь полные карманы наличных. Только это незаконно и наносит ущерб государству. Поэтому без подтверждения факта оказания услуги обойтись нельзя.

Получается, что вся загвоздка в том, что в нынешнем виде электронный посадочный талон не может дать такого подтверждения. Выход, по идее, есть. Если бы на электронную почту автоматически приходило письмо от авиакомпании, подтверждающее факт прохождения в «стерильную зону», или же в Apple Wallet или Android Wallet появлялось бы уведомление о том, что турникет в аэропорту считал посадочный талон, тогда всё было бы иначе. Но сейчас к этому не готовы ни аэропорты, ни авиакомпании, ни мобильные приложения.

Поэтому единственный способ гарантировать законность расходов на покупку билетов, — это предоставление все того же бумажного посадочного талона с соответствующими штампами. А вот правительству следовало бы озадачиться вопросом интеграции систем аэропортов и авиакомпании в сервисы для клиентов. И включить его в нацпроект «Цифровая экономика». Всё-таки у нас объявлен курс на создание комфортных условий для бизнеса...