Жизнь в резервации
9 февраля 2015, 00:00
Общество
Ольга БОРОДИНА
Жители нескольких поселков Республики Саха в конце минувшей недели обратились к местным и федеральным властям с просьбой разрешить проблему, из-за которой поселки оказались изолированы от Большой земли. Обращение люди составили после того, как житель поселка Пеледуй Валерий Лейкин вступил в конфликт с охранниками компа

Обращение жители направили главе Республики Саха Егору Борисову, уполномоченному по правам человека в РФ Элле Памфиловой и депутатам Госдумы. Под письмом стоят подписи почти 200 человек из поселков Пеледуй, Витим, Толон и Иннялы. Люди просят разрешить затянувшуюся транспортную проблему, из-за которой они оказались «как в резервации».

Дело в том, что поселки с райцентром – городом Ленском, где находятся все нужные людям социальные объекты и государственные органы, – связывает лишь один общедоступный путь – через Лену. Однако если летом в город можно добраться речным транспортом, то в холодные месяцы там образуется зимник, который постоянно заметает снегом, и пользоваться им становится невозможно.

Единственная альтернативная дорога – трасса вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Она считается технической и принадлежит компании «Сургутнефтегаз». Жители отмечают, что личный транспорт на трассу не пускают, а с коммерческих перевозчиков за пользование дорогой берут огромный «оброк», который отражается на ценах на продукты питания. Такси в райцентр же стоит порядка 10 тысяч рублей. Жители отмечают, что неоднократно поднимали этот вопрос на встречах с местными чиновниками. Однако те не спешат разрешать проблему, потому что не хотят ссориться с нефтяниками.

«Из города ни в лес, ни на речку не пропускают. Сиди дома, а в поселке почти половина жителей – любители рыбалки и охоты», – сетует в разговоре с «НИ» житель поселка Пеледуй Юрий Бухаров.

В руководстве региона людей, судя по всему, услышали: глава Якутии Егор Борисов поручил председателю правительства Галине Данчиковой разобраться с конфликтом жителей с «Сургутнефтегазом», обратившись к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минтранса РФ Максиму Соколову и гендиректору «Сургутнефтегаза» Владимиру Богданову.

Письмо жителей могло бы остаться незамеченным, если бы не инцидент, всколыхнувший регион на прошлой неделе. 3 февраля местный житель Валерий Лейкин со своими сыновьями направлялся в райцентр по дороге ВСТО. Первый пункт КПП Лейкин проехал беспрепятственно, а у второго шлагбаума его остановили. В ответ он перекрыл автомобилем дорогу. Когда охранники стали подкладывать под колеса шипы, Лейкин открыл стрельбу из травматического оружия.

Примерно через шесть часов мужчина сдался. На видео, оказавшемся в открытом доступе, видно, как охранники скрутили мужчину и приковали его наручниками к воротам КПП. Спустя некоторое время ему стало плохо. Очевидцы инцидента попросили о помощи для Лейкина, однако никто из охранников не освободил его и не вызвал ему врача. В итоге мужчину отправили в отделение полиции, где выписали штраф в размере тысячи рублей.

Конфликт между местным населением и нефтяной компанией существует уже около пяти лет, рассказал «НИ» житель поселка Иван Сафонов. По его словам, нефтяники запрещают проезд по технической дороге для личных авто, однако идут на уступки, если водители согласны заплатить около 8 тысяч рублей. В ближайшее время «таксу» якобы грозятся поднять до 30 тысяч. Как утверждает Сафонов, с предпринимателей, доставляющих в поселки продукты, берут 200 тысяч рублей. В беседах с местными жителями отказ в проезде руководство «Сургутнефтегаза» мотивирует тем, что это небезопасно. Однако после внесения платы опасность волшебным образом исчезает.

«Эта трасса предназначена не для обслуживания трубы, а конкретно для транспортировки грузов с якутских поселков Витим и Пеледуй на Талакан. Она также выходит на автодорогу Мирный –Усть-Кут. Хочу подчеркнуть, что эта дорога не пересекает территории нефтяных зарождений. Она доходит до Талакана и выходит на федеральную автотрассу», – рассказывает «НИ» Иван Сафонов.

«НИ» обратились за комментарием в пресс-службу «Сургутнефтегаза». Нам ответили, что так как дорога находится в частном ведении, строилась и ремонтируется за счет средств «Сургутнефтегаза», охранники обязаны остановить и зарегистрировать любой автомобиль, проезжающий по ней. По словам пресс-секретаря компании, если при проверке документов выясняется, что водитель прописан в Пеледуе или Витиме, с него никакой платы не берут.

«Плата требуется только с транспортных средств, везущих коммерческие грузы. Это в основном грузовой транспорт, который, как известно, несет большую нагрузку на дорожное покрытие», – комментируют «НИ» в пресс-службе. Отказ пропустить через КПП Валерия Лейкина там объяснили тем, что он отказался предъявить документы.