Новая украинская церковь поминает на службах патриарха Кирилла
8 января 2019, 12:31
Общество
Photo: tsn.ua
Религиовед Сергей Чапнин рассказывает о ситуации с новой Православной церковью Украины (ПЦУ) после получения томоса об автокефалии. Во-первых, пока нет признания со стороны других православных церквей кроме Константинопольской, во-вторых - в ПЦУ все-таки не хотят обострять раскол и даже поминают московского патриарха.

"Прежде всего давайте обозначим ряд последних событий, - говорит Сергей Чапнин в эфире радио "Свобода". - Я бы сказал, что декабрь, начало января, до сегодняшнего дня — это своего рода технический этап автокефалии украинской. 15 декабря — это объединительный Собор, как некоторые говорят, так называемый объединительный, потому что, конечно, всех православных Украины на сегодняшний день он не объединил.

Но тем не менее, состоялся Собор, было принято решение, во-первых, об учреждении Православной церкви Украины. Во-вторых, принят устав. В-третьих, избран предстоятель церкви митрополит Епифаний. То есть техническая задача Собора выполнена, провозглашена новая церковь православная.

Вчера, 6 января, патриарх Варфоломей вручил уже новому предстоятелю этой церкви в присутствии духовенства, высших чиновников государственных Украины Томос об автокефалии. Сегодня состоялась первая литургия, которую вел признанный Константинополем с документом, документ стоял но солее храма, митрополит Епифаний совершил литургию.

Почему я говорю, что это технический этап? Потому что на самом деле на этом процесс создания новой поместной церкви не заканчивается. Необходимо признание. Это очень тонкий момент. На сегодняшний день по факту признана церковь только самим Константинополем, патриарх Константинопольский сослужил с митрополитом Епифанием. И вот когда все православные церкви, во-первых, будут поминать его в перечне глав церквей, во-вторых, пригласят его к себе в пределы своих церквей и совершат вместе с ним богослужение или же наоборот приедут к нему в гости, совершат богослужение вместе с ним у него в гостях в Киеве, вот тогда можно будет говорить, что процесс создания новой полноценной автокефальной церкви будет завершен.

Насколько это растянется, мы не понимаем. Потому что для всех церквей решение о признании новой церкви — это не получение, не прочтение новостей о том, что церковь создана, не только получение грамоты или подтверждения, что избран новый глава церкви, Константинополь его признал, но и решение своих Синодов о том, что да, мы полностью признаем эту церковь.

И вот здесь начинаются огромные проблемы. Первая проблема — это то, что Русская церковь уже отказалась категорически признавать православную церковь Украины. А дальше мы пока ничего не знаем. И вот ближайшие месяц-два покажут, какова реальная поддержка новой церкви среди православных церквей. Я бы был здесь очень осторожен в прогнозах. Безусловно, будут церкви, которые признают, я думаю, признают довольно быстро.

Но никаких заявлений пока официальных нет. Мы знаем, что Грузинская церковь недавно на Синоде рассматривала вопрос украинской автокефалии и приняла решение, что они отложат факт признания, официальное признание церкви до получения Томоса. Все церкви будут рассматривать вопрос о признании украинской церкви после того, как Томос будет выдан. Отсчет начинается с 6 января.

Второй большой вопрос, который связан с автокефалией украинской — это то, что на сегодняшний день автокефальная церковь, национальная церковь в два раза меньше по своим размерам, чем Украинская церковь Московского патриархата. Это, конечно, небывалый в истории православной церкви парадокс, когда новая поместная церковь оказывается меньше, чем существующая каноническая структура на той же самой территории, в пределах того же самого государства. Как с этим быть — непонятно.

Есть опасения с одной стороны, что государство будет давить, принуждать приходы к переходу. Есть свидетельства уже, что если были храмы в государственных учреждениях Украинской православной церкви Московского патриархата, их уже попросили. То есть им предложили или быстро перейти в новую церковь, или освободить помещение. Уже есть примеры, когда такие приходы Украинской церкви Московского патриархата покинули занимаемые помещения. То есть мы видим по факту, что если не силовое давление, то принуждение, безусловно, в рамках законодательства пока уже по факту существует.

Всякое государство с большой полноценной поместной церковью, с епархиями, монастырями, приходами, семинариями, имеет право на автокефалию. Это последовательная позиция Константинопольского патриархата. Кризис связан с тем, что Русская церковь стоит на других позициях. Это позиции, которые во многом обусловлены процессами последних 30 лет после распада Советского Союза. Советский Союз распался, а церковь осталась в тех же границах. И возникла большая историческая иллюзия, политическая иллюзия, что распад государства не влияет на географические границы церкви.

В нашей конкретно российской ситуации это означает, что русская церковь является хранительницей имперской идеи. Вот эта большая имперская идея, которая сейчас на переднем плане всех политических процессов, она во многом вдохновляется Русской православной церковью как хранительницей не только государственности, но и имперскости. Оказывается, что по этой концепции нанесен невероятной силы удар.

Можно говорить о том, что церковь тоже меняет свои границы, просто процессы в церкви происходят медленнее. То, что произошло в государстве буквально за год, в православной церкви произошло за 27-30 лет. Это довольно болезненная ситуация. Признать это — это фактически для патриарха Кирилла, для Московской патриархии признать свое историческое поражение как церкви империи. Они боятся это сделать. Это реальный страх того, что придется жить как-то по-новому и увидеть себя по-новому, не как имперскую церковь. А как? Ответа нет. И это страшная для Москвы ситуация.

Но пока рано говорить о расколе. Раскол характеризуется тем, что обе стороны конфликта отказываются от взаимного общения. Главной коллизией сегодняшнего дня, той литургии, которую митрополит Епифаний совершал в Софии Киевской, был вопрос о том, помянет ли Епифаний патриарха Кирилла. Потому что выданный вчера Томос обязует его поминать предстоятелей всех церквей и Кирилла в том числе.

Мы знаем, что ранее, две недели назад Епифаний заявил, что он не будет поминать патриарха Кирилла. И вот он помянул. Я думаю, это был совет патриарха Варфоломея ему. Но это довольно мужественный поступок. Потому что мы знаем, что президент Порошенко 15 декабря, когда объявлял о том, что создана автокефальная церковь, он говорил, что это церковь без Кирилла. На первой литургии после Томоса имя Кирилла упоминается. По сути дела в самоизоляции находится Москва. Она в одностороннем порядке отказалась от молитвенного общения и с Константинополем, соответственно, с Православной церковью Украины. Ответных действий нет. Патриарх Варфоломей продолжает поминать патриарха Кирилла, митрополит Епифаний поминает патриарха Кирилла.

Это говорит о том, что остальной православный мир мягко все-таки призывает к сохранению единства. А Москва фактически от этого единства разными путями пытается отказаться. Как будут развиваться события — большой вопрос. Потому что очень может быть, что это будет продолжающийся процесс изоляции Русской православной церкви. Очень бы не хотелось это видеть, но пока так".