Люди в сером. Что требует у пассажиров метро новая служба контролеров "Дозор"
16 октября , 23:18
Политика
В столичном общественном транспорте с прошлой недели ужесточили контроль за «безмасочниками». За пассажирами метро и наземки стала надзирать еще одна служба - ГКУ Москвы «Организатор перевозок». Горожане уже прозвали их «нервирующими бригадами». Кто эти люди в серых формах и что они могут потребовать от граждан?

Юлия Сунцова

В Москве снова частично вводят ограничительные меры в связи с обострением новой коронавирусной инфекции. Столичных работодателей с 5 октября обязали перевести на удаленку до трети сотрудников. Москонцерт приостановил продажу билетов на концерты и спектакли в октябре. «Ситуация в Москве сложная, упрощать ее не нужно», - заявил мэр Сергей Собянин в эфире «России 24», не признав, однако, «вторую волну» COVID-19.

В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.

Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.

На днях спецкор «НИ» оказалась в эпицентре такого рейда. На кольцевой станции две сотрудницы «Дозора» в сопровождении двух стражей порядка зашли в вагон метро и настойчиво просили каждого пассажира надеть маску, при этом они не проходили дальше, пока пойманный ими «безмасочник» не выполнил их требования. На форме у сотрудниц также был жетон и встроенная система видеонаблюдения, в руках - планшеты и папки для бумаг.

У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».

Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.

Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.

Началось с того, что женщина-контролер попросила девушку-пассажирку надеть перчатки. Последняя отметила, что поведение сотрудницы изначально показалось ей агрессивным, поэтому она включила камеру на своем телефоне. Вместе с девушкой снимать происходящее стали еще несколько ближайших соседей-попутчиков. Жетон служащей «Дозора» был загражден нагрудной системой видеонаблюдения. Пассажирка попросила соотрудницу в форме представиться и предъявить документы. Контролерша сказала в ответ, что имеет право не показывать удостоверение. Огорчившись, что ее саму снимают за выполнением работы, проверяющая подошла к пассажирке вплотную и стала размахивать папкой перед лицом девушки, стараясь, таким образом, сбить ее телефон и помешать съемке.

О соблюдении социальной дистанции и смысле самого «Дозора», который должен как бы заботиться о снижении рисков распространения инфекции, все как будто забыли.

- Отойдите, я даже нагнуться не могу, вот у меня в пакете перчатки лежат, - кричит пассажирка на навалившуюся сотрудницу.

- Я держусь за перила, - отвечает та и демонстративно в этот же момент хватается за поручень.

Девушка продолжала требовать показать ей удостоверение, контролерша в ответ стала требовать у пассажирки паспорт. Потом завязался спор, кто первый должен показать документы. Еще через несколько мгновений обе уже кричали друг на друга, обещая подать жалобы в прокуратуру – каждая со своей стороны. Наконец, контролерша попросила пассажирку выйти из вагона.

- Будете применять ко мне насилие, я напишу на вас в полицию заявление.

- А я вызываю полицию прямо сейчас, - не растерялась контролерша и взяла в руки мобильный. Но в последний момент передумала как-то дальше разбираться с давшей ей отпор пассажиркой и ушла в другой конец вагона искать новых безмасочников и бесперчаточников.

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

«Традиция раздавать что-либо, кроме *** [лютости], простите, кроме подзатыльников бесплатно, отсутствует в нашей современной культуре полностью. А главное, посмотрите, с каким удовольствием всё это проделывают исполнители. Вот она - власть. Хоть маленькая, хоть временная, но ВЛАСТЬ!» - комментирует Михаил Боголепов.

«Сколько бездельников создают видимость работы. А мы оплачиваем их бестолковую деятельность через бюджет! До чего мы дошли...», - вопрошает Амалия Геворкова.

«Нет жетона и данных на нём – бандит, и разговаривать не надо! Взяли моду: ни полиция, ни контролёры не показывают свои данные, а с людей требуют паспорт, который НИКТО не обязан носить с собой!», - возмущается Галаго Г.

«Какое рвение... какой энтузиазм. А если им выдадут оружие, электрошокеры., баллончики с газом и наручники? Нарядили тетю – ужас», - пишет Кирилл Ионов.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

В России маски и перчатки на тех же станциях метро стали продавать. Целая армия сотрудников метрополитена отправляла «забывчивых» пассажиров в эти киоски, а мэрия тем временем отчитывалась о рекордных суммах штрафов, собранных «за нарушение режима самоизоляции».

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Два дня «НИ» пытались связаться с пресс-службой ГКУ «Организатор перевозок». В итоге казенное учреждение отправило писать запрос в адрес вышестоящего Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Но интересно другое. Перед ответом на звонок в эту службу включается автоответчик, и каждый звонящий вынужден слушать полутораминутное сообщение, посвященное, главным образом, порядку оплаты штрафов и обжалованию постановлений о правонарушенииях.

«Проверить наличие [штрафа] и оплатить штраф вы можете на портале «Госуслуги» и официальном сайте мэра Москвы. Обжаловать постановление об административном правонарушении вы можете через электронную приемную «Транспорт. Mos.ru», раздел «Обратная связь». Для этого необходимо приложить скан заявления с собственноручной подписью. Также вы можете подать заявление лично через ящик для обращений, либо направить «Почтой России», - сообщает автоматический голос.

По вопросам поступления денежных средств, возврата излишних или ошибочно уплаченных денежных средств - дождтиесь ответа оператора».

Коротко о главном, а точнее – о роли госучреждения «Организатор перевозок», как они сами это видят, как говорится…

В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» порекомендовали обращаться за комментариями по поводу поведения контролеров по адресу, а именно: в ГКУ «Организатор перевозок». Аргументы о том, что действия происходят именно на территории метрополитена и, скорее всего, люди в серых формах «Дозор» не неизвестные граждане, а, как минимум, состоящие со службой метрополитена в тесных рабочих взаимоотношениях, не убедили.

В эру новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в Москве была издана масса приказов касательно режима повышенной готовности. Функцию эпидемиологического контроля возложили, в том числе, на Депранспорта мэрии Москвы. В московском метрополитене несколько видов контролеров с разными обязанностями, в том числе, и упомянутое подведомственное ГКУ «Организатор перевозок». До недавнего времени служба следила за наличием транспортных карт (ловила безбилетников), смотрела, соответствует ли нормам багаж, проверяла, не проезжает ли гражданин в грязной одежде, в неподобающем виде. В эпидемию на нее спустили дополнительную разнарядку - все равно, мол, по вагонам ходят, так пусть и маски проверяют за одним.

Но каковы границы полномочий у ГКУ "Организатор перевозок?

- Они могут просить, призывать надеть маску и перчатки, но не могут принудить это сделать, иначе это будет уже вторжением в частную жизнь. Могут составить протокол по "Кодексу города Москвы об административных правонарушениях", но не имеют права требовать паспорт, применять силу, ограничивать движение граждан и задерживать их, они не правоохранительные органы. Проще говоря, с точки зрения юридических норм, это просто информаторы. Вот слышим мы различные объявления, призывы из динамиков в общественном транспорте: «Граждане, будьте бдительны, надевайте маски!», так люди из «Дозора» - точно такие же информаторы, только живые. Грубо общаются, не поясняют, кто они такие и по какому поводу ходят, начинают с ходу требовать – это уже перегибы. Недопустимо, тем более, касаться вещей, касаться самих пассажиров – никто их такими полномочиями не наделял, - комментирует юрист Института права и публичной политики Виталий Исаков.

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

- Плохо, конечно, что играет вот эта вся шарманка, за которой мы не поспеваем. Мы не понимаем, кто эти люди, что происходит, какие их полномочия, куда обжаловать действия этих людей. Указное законотворчество всегда плодит правовую неопределенность. Но у мэрии Москвы такое оправдание: коронавирус наступает, все средства хороши, на ваше же благо. Но, стоп! Вы - власть, вы в любой момент должны быть в полной мере подготовлены к нашествию какой угодно страшной инфекции. Должен быть конкретный план действий для каждой гипотетической чрезвычайной ситуации, для каждого режима, у вас есть на это все полномочия, сформированные ресурсы, выделенные бюджеты, и мы платим вам за это авансом (своими налогами), как раз таки с той целью, чтобы в чрезвычайный режим не создавалось никакого дискомфорта в повседневной жизни граждан, - говорит Исаков.

«Новые Известия» направили запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и в ГУП «Московский метрополитен». На момент публикации ответов не поступило.