Не сыпьте соль на яму
10 сентября 2012, 00:00
Экономика
АРФИ ГЕВОРКЯН
Генпрокуратура РФ завершила проверку российских автомобильных магистралей и пришла к неутешительному выводу: более половины федеральных и большинство дорог регионального и местного значения построены с грубыми нарушениями. При этом инициаторами нарушений чаще всего являются чиновники. По результатам проверки прокуроры

В ходе проверки, длившейся два месяца, Генпрокуратура выявила более 40 тыс. нарушений. «Характерными недостатками являются дефекты дорожного покрытия, отсутствие освещения проезжей части в темное время суток, обустроенных пешеходных переходов, конструктивно выделенных разделительных полос, дорожного ограждения, неправильная дорожная разметка», – говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте ведомства. Все эти факторы, в конечном счете, являются причиной каждого пятого ДТП.

По данным Генпрокуратуры, к нарушениям во многих случаях причастны чиновники, ответственные за дорожное строительство. В списке таких нарушений – несоблюдение процедуры торгов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также завышение их стоимости, нецелевое расходование бюджетных средств, оплата невыполненных работ. Так, мордовская прокуратура установила, что по заключенным в 2011 году контрактам на реконструкцию автодорог в Саранске работы не проводились, а предусмотренные на это бюджетные средства в размере 195,1 млн. руб. были израсходованы не по назначению.

Кроме того, лишь после прокурорского вмешательства были устранены выбоины и колеи на участке автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» на территории Липецкой области, хотя средства на эти цели были выделены уже давно. Тамбовская прокуратура, в свою очередь, пообещала заставить провести капитальный ремонт участка федеральной автомобильной дороги Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов.

Если верить статистике общественного проекта «РосЯма», топ-10 российских городов, изобилующих неисправными дорогами, составляют Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Курск, Ярославль, Саратов, Жуковский, Казань, Липецк и Ростов-на-Дону. Самые же дорогие госзаказы сосредоточены именно в дорожном строительстве, считает координатор проекта «РосПил» Константин Калмыков. «Чаще всего заказчик в опубликованных документах совмещает проектные и строительные работы, – поясняет «НИ» эксперт. – Чтобы по конкурсу «протащить» нужную компанию, заказчик указывает достаточно размытые требования к необходимому опыту работы».

Напомним, что в прошлом году финансирование федеральных и региональных дорог в РФ составило около 700 млрд. руб. В ближайшие 3 года в планах правительства – потратить на масштабное обновление дорожной сети около 1,3 трлн. руб. В годы президентства Дмитрий Медведев заявлял, что строительство и содержание российских дорог обходится дороже, чем в других странах, и потребовал снизить затраты.

Однако ФГУП «РОСДОРНИИ» в выполнении поручений бывшего президента, а ныне премьер-министра необходимости не видит. По данным института, «для многополосных дорог среднеарифметические значения удельной стоимости строительства в России в 1,4–1,5 раза меньше, чем в зарубежных странах». Так, 1 км автодороги в 2010 году в России стоил 58 млн. руб., в США – 90 млн. руб., в Германии – 82 млн. руб., в Норвегии – 89 млн. руб. Иными словами, ФГУП «РОСДОРНИИ» утверждает, что в России одни из самых дешевых дорог в мире. Почему же в этой сфере самые дорогие госзаказы? Отвечать на этот вопрос, похоже, также придется прокуратуре.