Международные торговые цепочки оказались под угрозой коллапса
1 сентября 2016, 15:58
Экономика
Дмитрий Логинов
Крупнейшая в Южной Корее судоходная компания Hanjin Shipping, занимающая седьмое место в мире по объему контейнерных перевозок, решила объявить себя банкротом.

Флот Hanjin Shipping состоит из примерно 150 контейнеровозов и балкеров, которые ежегодно перевозят более 100 млн тонн грузов по всему миру. За последние месяцы компания потеряла поддержку банков, а активы в портах от Китая до Испании остаются замороженными. В результате Hanjin Shipping просто не имеет доступа к своим судам.  

К концу 2015 года размер долга компании достиг 5,6 трлн вон (5 млрд долларов), по данным Reuters. А в первой половине 2016 года убыток компании составил 473 млрд. вон. Теперь дальнейшую судьбу компании определит суд. Этот процесс занимает обычно один-два месяца, но в случае с Hanjin Shipping он будет ускорен из-за угрозы масштабных потерь.
 
Торги акциями Hanjin Shipping были приостановлены после падения на 24% во вторник. При этом проблемы судоходной компании не стали неожиданностью для тех, кто следил за постоянным снижением объемов торговли и ростом избыточных мощностей на фоне слабого спроса. 

По мнению экспертов, правительство Южной Кореи заняло жесткую позицию по отношению к проблемным компаниям, то есть на помощь Hanjin Shipping может не рассчитывать. Это достаточно редкий случай, так как во всем мире принято считать такие компании «слишком большими, чтобы умереть», поэтому властям приходилось их спасать. Ситуация с Hanjin Shipping является тревожным звонком для других южнокорейских компаний, которые долгие годы занимали большую часть рынка контейнерных перевозок.
 
По оценкам правительства Южной Кореи, банкротство Hanjin Shipping приведет к задержкам доставки некоторых товаров на 2-3 месяца. Часть маршрутов возьмет на себя Hyundai Merchant Marine, но с остальными грузами пока нет определенности.
 
Hanjin Shipping в любом случае предстоит добиться освобождения активов любым способом, чтобы спасти грузы своих клиентов. В большинстве случае это удастся сделать с помощь судебного запрета на арест в связи с делом о банкротстве. То есть, в принципе, грузам в Китае, Испании и США мало что угрожает, тогда как в Риме судно уже захватил кредитор компании.
 
Но банкротство Hanjin Shipping – это только один из сигналов об опасности. Ситуация в отрасли стремительно ухудшается. Фрахтовые ставки контейнеровозов снизились с 26 тыс. долларов в день в 2010 году до 13 тыс. долларов в настоящее время. И если один 40-футовый контейнер из Шанхая в США в январе 2010 года стоил около 2 тыс. долларов, то на прошлой неделе показатель упал ниже 600 долларов.
 
По мнению консультантов Alphaliner, банкротство Hanjin Shipping по своим последствиям окажется хуже краха United States Lines в 1986 года. По оценкам экспертов, если корабли компании из Южной Кореи будут недоступны в течение недель или даже месяцев, эффект для международных торговых цепочек может оказаться просто разрушительным. Начнет действовать «принцип домино», и глобальная экономика столкнется с настоящим логистическим хаосом.