Новые Известия
Толерантность во всей красе! Как бдительные граждане написали донос на Дюрера
30 октября 2021, 14:06
Культура
Толерантность во всей красе! Как бдительные граждане написали донос на Дюрера
Организаторам выставки великого немецкого художника эпохи Возрождения пришлось извиняться за Дюрера, которого обвинили в антисемитизме.

В ноябре в Национальной галерее в Лондоне откроется масштабная выставка работ великого немецкого художника и графика Альбрехта Дюрера. В этой связи галерея разместила на своем сайте анонс выставки, представив там и несколько работ Дюрера, которые собралась экспонировать.

Среди картин Дюрера, представленных на выставке, должна быть и картина 1506 г. «Христос в Храме среди учителей», принадлежащая мадридскому музею Тиссена-Борнемисы. На картине художник запечатлел известный эпизод из Евангелия от Луки - как родители привели 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм, где он стал проповедовать учителям.

Вот тут-то что-то пошло не так. А вернее, так, как этому учит современная западная толерантность. Известный российский религиовед и переводчик Юрий Табак пишет:

«Учитывая нынешние здоровые тенденции, организаторы выставки заранее сообщили, что тщательно проверяют все тексты, сопровождающие художественные экспонаты галереи на временных выставках и в постоянной экспозиции. Но не доглядели. В сопроводительном тексте они не отметили тот возмутительный факт, что картина карикатурно, «оскорбительно» изображает еврейских учителей, внимающих Иисусу, тем самым, не отразив её антисемитский контекст. Что заметил и о чем оперативно написал в британскую газету «Еврейские новости» читатель Ральф Харрис.

Когда галерею известили о допущенном ею безобразии, последовали извинения: «Мы сознаем, что представленный образ учителей может быть сочтен оскорбительным. На настенном сопроводительном тексте, в аудиогайде этот факт будет отражен, а также указано о карикатурном, антисемитском характере образов… Мы удалили изображение и сопроводительный текст из нашей онлайн-галереи, поскольку посчитали, что в данном формате невозможно адекватно дать надлежащую интерпретацию этой работы».

Журнал Art Quarterly, также продемонстрировавший в весеннем выпуске 2021 года работу Дюрера, поклялся впредь «более тщательно проверять тексты и иллюстративный материал». А редактор журнала Хелен Самптер в письме в «Еврейские новости» искренне раскаялась и горячо поблагодарила бдительного читателя: «Благодарю за то, что обратили наше внимание на этот факт. Мы хорошо понимаем, что исторические работы могут отражать ценности и точки зрения, сегодня неприемлемые, и всегда стремимся показывать их в соответствующем контексте».

Таким образом, толерантная культура одержала очередную победу. Очевидно, что множество произведений художников Ренессанса, особенно изображающих эпизоды страстей и распятия Иисуса, носят антисемитский характер, и надо каждый раз писать это в сопроводительных текстах. А лучше вообще изъять их из публичного доступа, всяких там Босхов, Караваджо, Дюреров и пр…»