Новые Известия
Энциклопедия сериала: «Охотник за разумом» попытался понять логику маньяка
27 августа 2019, 11:26
Культура
Энциклопедия сериала: «Охотник за разумом» попытался понять логику маньяка
Оказалось, что с помощью социологии с серийными убийцами бороться практически невозможно.

"Охотник за разумом", ("Mindhunter"), США, 2019, 2-й сезон Жанр: Криминальная социология

Сергей Митрофанов

Вот я, наконец, добрался до "Mindhunter-2", который в прошлый раз я даже изрядно похвалил. Это совсем не фантастика, а очень даже научное кино про становление криминальной психологии. Суть там вот в чем: до семидесятых маньяков просто сажали и старались про них забыть, но два энтузиасты решили их изучать. И вот пошли они этим трудным путем, в который начальство поначалу не верило, а во втором сезоне уже поверило. Об этом как бы сериал с очень неплохим рейтингом, IMDb – 8,6.

Но у сериала, снятого на платформе Netflix, понятно, есть сильные стороны и слабые. Сильные – достоверность и совершенно классное вживание актеров в образы. В образы маньяков, если они играют маньяков, и в образы полупомешанных сотрудников офиса, если это майндхантеры. Слабые – вот уже второй сезон, а нас они так и не убедили, что из фактически социологических интервью («Зачем вы пырнули её 15 раз в живот?») можно извлечь способы борьбы с серийными убийцами и вообще какую-либо достоверную информацию. То есть, может быть, и можно, но из того, что нам показали, это совсем не следует.

Я почему это говорю. Потому однажды я тоже побывал в роли такого майндхантера. Некие стрёмные перестроечные кинематографисты послали меня однажды проинтервьюировать Чикатило в камере смертников, предполагая, что тот перед расстрелом поделится с широкой общественностью своими специфическими глюками. Встреча состоялась, но я ничего из нее не извлек, кроме страшной озадаченности увиденным и услышанным. Это к слову.

И вообще, если бы нас «лечили» одной только социологией, то этот сериал вряд ли бы состоялся. Но, к счастью, сценаристы разбавили его нескольким сквозными историями – тайной убийства детей в Атланте, так, кстати, и не раскрытой до конца, что вообще-то странно для идеи сезона. И семейной драмой агента Билла Тенча, из-за которой он «положил» на работу, хотя на нем все и держалось. Так во всяком случае это выглядело. Еще нас помучили сексуальными ЛГБТ-отношениями той героини, которую играет Анна Торв, изображающая по фильму большую ученую в области бихевиоризма (новое слово, запомним). Большая ученость тоже не принесла плодов, но, как я и предупреждал, сериал ведь о-очень реалистичный. Лучше всего получились титры, идущие на фоне винтажного катушечного магнитофона с микрофоном, направленным прямо в майнд.

Режиссер: Дэвид Финчер, Эндрю Дуглас, Азиф Кападиа В ролях: Джонатан Грофф, Холт МакКэллани, Ханна Гросс, Сонни Валиченти, Анна Торв, Коттер Смит (Unit Chief Shepard), Джо Таттл, Алекс Морф, Стэйси Рока, Камерон Бриттон, Джозеф Кросс, Марк Кадиш (Roger Wade)