Старинные кружева в старинной усадьбе
24 июля 2013, 00:00
Культура
Любовь ПУХОВА
В подмосковной усадьбе Архангельское открылась выставка «Русские монархи. Династия Романовых», подготовленная музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Выставка проходит при поддержке Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой.

Дворец XVIII века, построенный в стиле классицизма, музыка того времени, изящные балетные композиции, изысканно наряженные придворные, а главное, сделанные вручную куклы в костюмах из настоящих старинных материй и кружев – вернисаж выставки фарфоровой скульптуры прошел как настоящий бал императрицы Анны Иоанновны, так любившей различные увеселения.

По крутой лестнице гости поднимались туда, где разместились фарфоровые монархи и императрицы, созданные мэтром музейной куклы Олиной Дмитриевной Вентцель. Скульптор, художник по историческому костюму и просто очень любящий свое дело человек – Олина Вентцель за свою жизнь создала сотни кукол. В основном темами серий становились сюжеты мировой истории и литературы. «Семья Романовых» – одна из таких, эта серия и легла в основу выставки «Русские монархи. Династия Романовых», которая уже несколько лет путешествует по России, но в полном объеме представлена впервые. Первый раз вышли в свет Владимир Красное Солнышко, который в истории Руси остался как монарх, обративший свой народ из языческой веры в христианскую. Впервые появилась царская семья во главе с последним русским императором Николаем II. А неподалеку с мрачным видом расположился Григорий Распутин.

Кроме представителей династии Романовых на выставке представлены куклы, изображающие Ивана Грозного, Софью Палеолог и даже хана Ахмата. В компанию Романовых на выставке попали также персонажи хоть и не связанные кровными узами с царской семьей, но «прикованные» к ней развитием истории. Место рядом с Александром I по праву занимает Михаил Кутузов, а также Наполеон Бонапарт, которому скульптор явно сделала комплимент в отношении роста, и его жена Жозефина де Богарне. В этом же разделе помещена и любимая кукла работников галереи и самой Олины Дмитриевны – императрица Елизавета Алексеевна. В своей любви к юной Елизавете, вышедшей за императора Александра в 14 лет, призналась «НИ» искусствовед Елена Егорова: «Ангельский характер этой девушки полностью передан в кукле. И нежные ткани подчеркивают ее красоту. Это в основном шелк и старинные кружева второй половины XIX века. Когда шьешь одежду из такого материала, надо быть очень аккуратным, потому что невесомые ткани легко могут рассыпаться».

Около каждого раздела с куклами для удобства зрителей стояли таблички с кратким напоминанием, кто есть кто. И только одна композиция была не подписана – Александр Сергеевич Пушкин с двумя дамами. Почему на выставку попал самый известный русский поэт, объяснять не надо. Но кто составил ему компанию? Рядом с ним две безымянные скульптуры – молодая девушка, опирающаяся на кресло, в котором сидит привлекательная дама в возрасте. В галерее склонны полагать, что это олицетворение двух ипостасей женской красоты: красоты молодости (прототип – Анна Керн) и красоты зрелости, мудрости (прототип Пиковой дамы – Наталья Петровна Голицына).

Оказывается, чтобы перенестись из стремительной современности в «кружевную» старину, не нужна машина времени. Достаточно попасть на выставку фарфоровых скульптур, облаченных в антикварные наряды.