Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин
22 декабря 2010, 00:00
Культура
ВИКТОР БОРЗЕНКО
Недавно Юрий СОЛОМИН стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены». На церемонии награждения в Центральном Доме актера Юрий Мефодьевич и на сцене, и в кулуарах удивлялся: «Разве я легенда?» – на что многочисленные коллеги, пришедшие в этот вечер поздравить Соломина, неустанно подчеркивали, что он

– Юрий Мефодьевич, на протяжении года «Новые Известия» неоднократно писали о грядущих изменениях в театре, связанных с 83-м законом. И все же хотелось бы услышать из первых уст, почему вы считаете, что репертуарный театр в России окажется не в самом завидном положении?

– В ужасном положении он окажется. Потому что он не готов к таким переменам. Он не готов к работе на контрактной основе, слабо готов к многочисленным финансовым конкурсам и так называемым тендерам. А готов к государственной поддержке. Поскольку культура, и в частности театр, по сути своей, не должны измеряться таким понятием, как «окупаемость». Затраты государства на развитие культуры окупаются в совершенно других вещах. И этот закон, ведущий театры к контрактной основе, может перечеркнуть традиции, которые на протяжении нескольких веков существовали в России. Ведь все началось с указа императрицы Елизаветы Петровны, которая в 1756 году обозначила создание русского репертуарного театра.

– А если иначе взглянуть на проблему. Малый театр всегда славился своими «великими стариками» – корифеями труппы. И сегодня в их числе – Татьяна Панкова, Татьяна Еремеева, Елизавета Солодова…

– Юрий Каюров, Анатолий Торопов, Лилия Юдина и многие другие…

– В этом отношении принятие закона приведет к тому, что многие театры в России перейдут на контракт. И понятие «корифей сцены» может уйти само по себе, поскольку на пенсионерах станут экономить…

– В том-то и дело. Но если театры и перейдут на контракт, то поверьте мне – перейдут не по собственному желанию. Потому что уже и в регионах говорят о том, что контракт – это не для нас. Постсоветская Россия – молодое государство. Да и вообще мы не прошли некоторых фаз в своем развитии, которые проходила Европа. И сразу от крестьянской реформы перешагнули к большевикам. Потом рухнул Советский Союз, и теперь пытаемся заставить театры работать по новым принципам. Но этого нельзя делать одним махом.

– Давайте вернемся к разговору о корифеях: как же театру без них?

– Театр без них развиваться не может. Я понимаю, что государство призывает сокращать некоторые статьи расходов, но не надо экономить на пенсионерах. Они ничего плохого, кроме хорошего современному миру не дают. 5 декабря у нас в Малом театре представители Центрального административного округа встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. И я им напомнил, что 5 декабря 1941 года советские войска отстояли Москву. И что из зрительного зала Малого театра солдаты, досмотрев спектакль, уходили на фронт. Кроме того, наша бригада артистов в это время гастролировала в Днепропетровске на Украине и под Ковелем попала под настоящий удар. И сегодня в труппе есть еще артисты, которые участвовали в этих событиях. Почему театр должен о них забывать?

– Но ваш театр, кстати, и не забывает. Вспомнить хотя бы гастроли, приуроченные к 65-летию Победы…

– Да, я считаю, что юбилейную дату мы в театре отметили –ездили с бесплатными спектаклями по Волге, побывали во множестве городов. Больше двадцати тысяч ветеранов посмотрели наши спектакли и побывали на творческих вечерах. А в следующем году мы хотим поехать на Украину. И вечером 21 июня сыграть в Донецке спектакль, потому что именно в том городе с 21 на 22 июня в 1941 года наша труппа заканчивала гастроли. Но боюсь, что кому-то это покажется странным. Мы ведь ничего с этого не имеем… Но то, что театр не разрушился и держится благодаря корифеям, – это дорого стоит.

– Вы получили «Звезду Театрала» в номинации «Легенда сцены». А, если не секрет, «Театрал» входит в круг вашего чтения?

– Конечно, входит. И я рад, что это специализированный журнал о театре. Ведь сегодня публикациям о театре не хватает объективности. Я не склонен никого критиковать, но сегодня театральная журналистика значительно изменилась. Любой руководитель театра безошибочно может угадать, какую премию и за что получат его артисты на том или ином фестивале. И не надо долго думать – все настолько известно.