Новые Известия
Пацифисты, альтруисты и люди войны
18 декабря 2015, 00:00
Культура
ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО
Пацифисты, альтруисты и люди войны
В Москве завершился «Артдокфест» – крупнейший в стране смотр документального кино. За 9 дней фестиваля было проведено 250 сеансов, продемонстрировано 145 фильмов из 23 стран. Зрителями «Артдокфеста» в 2015 году стали 24 тыс. человек.

Итоги фестиваля огласило в среду вечером жюри в составе мультипликатора Гарри Бардина, художника театра и кино Павла Каплевича и экономиста Андрея Мовчана. Гран-при получил фильм американского режиссера и сценариста Стива Хувера «Крокодил Геннадий», по ходу просмотра «вызывавший катарсис не единожды», как признался председатель жюри Гарри Бардин. Кстати, близкую реакцию фильм вызывал и на фестивале Трайбека в Нью-Йорке, где впервые был показан, и на «Темных ночах» в Таллине.

Одним из исполнительных продюсеров картины стал великий режиссер Терренс Малик. Это действительно мощное кинопроизведение, поражающее масштабом личности главного героя. Геннадий Мохненко, пастор из ныне прифронтового Мариуполя, спасает подростков-наркоманов и беспризорных всех мастей. Спасает в буквальном смысле слова, без официальных «разрешительных» документов и прочих ордеров. Патрулируя улицы родного города по велению души, он забирает бездомных и стоящих «на краю» в созданную им «Республику «Пилигрим» – крупнейший реабилитационный центр бывшего СССР. Забирает порой против их воли, дает им кров и еду, занимается социализацией. И хотя подростки зачастую возвращаются на улицу, миссию свою Геннадий не прекращает.

Почему Крокодил Гена? Просто главный герой шутливо отождествляет себя с ним. Но без шуток – методы его, сообразно окружающей жизни, мягкими не назовешь, он вынужден действовать жестко, потому что пастора склонили к войне. А он хочет, чтобы люди жили дружно и не уничтожали себя и друг друга. Режиссер виртуозно монтирует картину, делая вставки из знаменитого советского мультика про Чебурашку и Крокодила Гену.

Геннадий Мохненко и внешность имеет довольно брутальную, и закон ему приходится нарушать, при этом он является подвижником в высшем смысле слова. Это его выбор. При всем драматизме картины (сцены похорон детей не могут быть легким зрелищем) все 96 минут от экрана невозможно оторваться. В Мариуполе, городе «Маленькой Веры» (свой хит времен перестройки Василий Пичул снимал у себя на родине), отголоском звучит Майдан и война на юго-востоке Украины. Проблемы лишь усугубляются, и альтруисту Геннадию все сложнее вести свою войну за жизни детей.

Стив Хувер не смог приехать в Москву, но прислал видеообращение к фестивалю, где рассказал, как важно для него получить приз именно в России.

Лучшим полнометражным фильмом фестиваля стал «Чечен» Беаты Бубенец (Мастерская Марины Разбежкиной). Мы видим и хронику исторических событий, и за ней – частную человеческую историю. Или легенду. Руслан – чеченец, обладатель богатой, интересной биографии. По его словам, он военный профи, прошедший и чеченские кампании, и Абхазию, и Тирасполь. Он не приспособлен к мирной жизни, он «человек войны» по духу и на Майдан приехал продолжить революцию и противостояние с российской властью. Он вообще такой ироничный, неприкаянный и нелепый слегка – когда всерьез, когда разыгрывает, порой и не поймешь. Недаром кто-то из зрителей сравнил Руслана с бароном Мюнхгаузеном: что-то обаятельно-прохиндейское проскальзывает в его несколько туманной биографии.

Режиссер Беата Бубенец встретила его на Майдане в палатке «афганцев», поняла, что получается нетривиальный портрет, поехала за ним дальше, в Крым, и дальше, в Донецк. Руслан не чужд размышлений на политические темы, даже дает некоторые весьма трезвые прогнозы, но к финалу истории мы видим его в сельской идиллии, с обманчивой перспективой на семейный очаг и жизнь вне войны.

Фильм «Саламанка», удостоенный Специального приза жюри, молодые режиссеры Александра Кулак и Руслан Федотов снимали в Мексике, в закрытом поселении меннонитов, где время будто остановилось двести лет назад. Черно-белая поэзия кадра. Занятия в школе, молитва, ужин. Другие люди. Другая реальность. Редкое зрелище, пленяющее визуальной составляющей. Режиссеры, снявшие это 40-минутное эссе, достойны самого пристального внимания в ближайшем будущем.

Специальное упоминание жюри «за умение предсказывать» – «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой. Портрет-трансформация девушки, начавшей с Болотной в 2012-м, в возрасте 22 лет ставшей муниципальным депутатом от своего района, а сегодня выходящей на площади с флагом Новороссии в руках.

Оппозиционер и глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный получил приз в конкурсе «Артдоксеть» за хорошо известный фильм «Чайка» о бизнесе сыновей генпрокурора Юрия Чайки (3,5 млн. просмотров). Навальный сказал, что придет время, когда режиссерам не нужно будет скрывать свои имена.

О цензуре говорила и Галина Михайловна Шергова, лауреат премии «Лавр»-2015 за вклад в кинолетопись. Эта премия как цеховой аналог «За честь и достоинство». Журналист, публицист, классик отечественного телевидения, фронтовик, Галина Шергова (92 года!) получала эту премию под звуки «Время, вперед!» Георгия Свиридова. Лауреата приветствовали стоя. Определяющими для работы документалистом в трудное время Галина Михайловна назвала стойкость и честность.