Энциклопедия кино: «Оперативник» ставит зрителя в тупик
17 августа 2019, 15:01
Культура
В своём новом фильме режиссёр Юваль Адлер ищет зыбкую грань между победой и поражением

Оперативник, The Operative, США, Израиль, Франция, Германия, 2019

Жанр: Шпионаж, политика

Сергей Мирофанов

Есть фильмы, которые смотреть надо, но не хочется. Хорошие по кинематографическим канонам, но неприятные. Фильм «Оперативник», отобранный для внеконкурсного показа на 69-ом Берлинском международном кинофестивале, похоже, из того же числа.

О чем он? Вроде бы о привычном - о шпионах в поле. И подан современно: герои и ситуации амбивалентны. «Герои» - сложные, не то что бы хорошие, и не то что бы плохие. Причем, я знаю киноманов, которые «тащатся» исключительно от такого кино, с нападением на этику обывателя. Для меня же такое нападение на этот раз показалось чрезмерным – пришлось проматывать. Хотя фильм не отпускает и заставляет в памяти воспроизводить отдельные куски.

На самом деле, мы привыкли к схеме – «наши» и «не наши». Наши – это Запад и аффилированный с ним Израиль. «Не наши» - Иран и другие тоталитарные, агрессивные страны, всевозможные террористические организации. А дальше вас заставляют надеть форму борца за правое дело и посылают в поле – добыть секреты, устроить диверсию против «не наших», убить ученого, якобы делающего атомную бомбу, ну, и заодно и случайного свидетеля, чтоб не выдал, устроить похищение человека, с которым «спишь», и т.д.

Где та грань, которую нельзя переступать ради победы, или этой грани нет вообще? Эти вопросы встают перед нашим «оперативником», вернее, «оперативницей», завербованной Моссадом, но так же они встают и перед зрителем во время просмотра. И художественный ответ, который дан в фильме, вам может не понравится. «Наших» нет, «правого дела» нет, есть только ты и твой этический выбор. А сделаешь такой выбор супротив начальства, – что ж, ликвидируют и тебя. Надел форму государства – разделяй и его преступления.

В какой-то мере фильм можно расценить как антиизраильский, что не так уж удивительно для французского фестивального кино, но в числе стран, участвующих в производстве есть также и Израиль. Это шок. Тем более что и режиссер – Юваль Адлер – израильтянин. Возможная отмазка: видите, с чем нам приходится иметь дело? Гнутся люди.

Любопытно, что тут играет «звезда» Мартин Фриман (доктор Ватсон), который, однако, выглядит не совсем на месте в столь жестком кино из-за присущей ему мягкости характера.

Режиссёр: Юваль Адлер (другой его фильм «Вифлеем», 2013)

В ролях: Дайан Крюгер, Мартин Фриман, Кэс Анвар, Ротем Кейнан, Лана Эттинджер, Йоав Леви, Йоханан Херсон, Кейт Николс, Даниэль Вандельт, Юлия Шнайдер