Глоток свободы из прошлого
16 декабря 2014, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Арт-центр Пушкинская, 10. Территория свободы», посвященная 25-летию со дня появления на культурной карте Петербурга художественного центра свободного искусства, а также 40-летию легендарной выставки в ДК имени Газа – первой в Ленинграде экспозиции произведений художн

Время стремительно движется вперед, обрастая новыми именами и смелыми манифестациями, рожденными в эпоху не ограниченного ни властью, ни какими-либо традициями или приличиями самовыражения. И сегодняшнему пресыщенному самого разного пошиба художественными акциями зрителю что-то из заявленного в ретроспективной части экспозиции, где демонстрируются работы художников-участников выставки 1974 года, может показаться наивным или недостаточно шокирующим. Поэтому для того, чтобы прочувствовать эмоциональный выплеск свидетеля давних событий художника Сергея Ковальского: «…это был первый публичный прорыв в Свободу», придется полностью отрешиться от текущего момента.

Выставка в Мраморном дворце позволяет увидеть не только сами произведения, но и лица их авторов, смотрящих с черно-белых снимков, кадров хроники. Некоторые из работ «осели» в Музее нонконформистского искусства, открывшегося в минувшие годы в доме 10 по Пушкинской улице; другие обитают в частных коллекциях. Живопись и графика художников, регулярно экспонируемых в рамках городских выставок, соседствует с созданиями тех, соприкоснуться с творчеством которых «живьем» – «нечаянная радость». Среди последних обладавшая удивительным ощущением цвета художница Татьяна Кернер, представленная произведением с прозаичным названием «Рабочие», выполненным в технике масляной живописи в 1963 году. И полвека спустя немудреный сюжет приковывает внимание, а цветовое решение – «захватывает» и заставляет тщетно искать нечто похожее у современных авторов.

Картина «Лестница. ДК «Связи» (1953) принадлежит кисти умершего в Париже спустя четыре года после выставки в ДК имени Газа Александра Арефьева. Символичный коллаж «Конец века» от Анатолия Белкина реализован мастером в 1995 году, но при разности техник и «подходов» странным образом перекликается с офортом Юрия Люкшина «Истребление» (1973). «Ухватив» нерв столетия, художники с почти двадцатилетней разницей создали произведения, запечатлевшие состояние зыбкости и неизбывной тревоги.

Второй раздел экспозиции стал своего рода отчетом деятельности арт-центра «Пушкинская-10», возникшего под руководством Сергея Ковальского, Юлия Рыбакова и Евгения Орлова. Он начинался в 1989 году с самопровозглашенного арт-центра «Ковчег XXI век» – прибежища «инакомыслящих» творцов, и, выдержав все ниспосланные испытания, стал фактом не только петербургской, но и мировой культуры.

Экспрессивно бьет поверхность голыми пятками «Танцующая» (1997) Елены Фигуриной; «облетает» пространство угловатая женская фигура «Пролетая над табуретом» (2012) Александра Лоцмана; томит-тянет геометрическое «Лето» (2011) Леонида Борисова; вызывает невнятное беспокойство «Пейзаж с авто» (1969) Рихарда Васми... Каждая работа неотделима от личности художника, в каждой – выстраданное право на свой собственный, сугубо личный взгляд на мир.