Город одного поэта
11 февраля 2015, 00:00
Культура
Вера Звягинцева
В понедельник в Доме Остроухова открылась большая экспозиция «Москва Пастернака в событиях и лицах», приуроченная к дню рождения поэта. Эта выставка стала первым за 25 лет проектом Государственного литературного музея, целиком посвященным судьбе автора «Доктора Живаго».

Выставка знакомит посетителей с основными этапами в жизни писателя на фоне исторической ситуации, которая его окружала. «Выставка, может быть, называется немного неожиданно – можно было бы назвать «Творчество», «Биография», но тут есть один важный момент: Пастернак – тот человек, который просто фантастически открывает нам двери в прежний мир старой Москвы, мир, может быть, почти разрушенный, но оставшийся нам вот в этих удивительных переулочках, палисадниках, плящущих церквах – это то, что так точно и ярко запечатлено в стихах Пастернака», – рассказывает Наталья Громова, одна из кураторов выставки.

От Мясницкой, где прошло детство поэта, до Волхонки, где Пастернак проводил время с коллегами-футуристами, от Лубянки, в зданиях на которой находилось столько близких поэту людей, и до Переделкино – последнего приюта Пастернака, где он в кругу друзей и родных спасался от преследований и гонений… Путешествие по основным вехам жизни Бориса Пастернака перекликается с путешествием географическим – по словам кураторов экспозиции, одним из важнейших образов стала дорога, именно поэтому почти во всех залах можно услышать шум трамваев, электричек, гул теплушек. В начале выставки можно увидеть поезд, напоминающий поезд из первой части «Доктора Живаго», в следующем зале – трамвай тех времен, подобный тому, в котором умирает Юрий Живаго… И всюду – кинохроники и снимки узнаваемых мест из стихотворений Пастернака, его творчество и жизнь как будто растворяются в «городском» пространстве выставки.

В подготовке визуального ряда для воссоздания образа старой Москвы кураторам выставки помогал внук писателя, архитектор Борис Пастернак – он занимался подбором фотографий. «Мне кажется, устроители выставки правильно передали то, как образ детства, дореволюционной России, старой Москвы является превалирующим, летящим над всей жизнью автора. Несмотря на все перипетии и драматические события его жизни, эти образы, рожденные в детстве, остались, наверное, самыми важными для мироощущения Бориса Леонидовича», – рассказал корреспонденту «НИ» Борис Пастернак.

Посетители выставки смогут познакомиться со многими уникальными предметами, связанными с жизнью и творчеством писателя – многие из них экспонируются впервые. Личные записи и письма Пастернака, многочисленные рукописи и автографы, переводы и первые издания книг с пометками и комментариями автора, неизвестные портреты и редкие исторические снимки… Подготовить такую полную и обширную коллекцию стало возможно благодаря участию коллекционеров и библиофилов – на выставке представлены не только экспонаты из фонда Литературного музея, но и предметы из частных собраний. Одной из главных находок авторов выставки стал впервые показанный публике альбом детских рисунков Бориса Пастернака – они представлены рядом с картинами отца поэта, художника Леонида Пастернака.

«Мне заранее жаль, что эта выставка когда-нибудь закончится, – говорит литературный критик Наталья Иванова. – Очень хотелось бы, чтобы эта экспозиция нашла постоянное помещение и только развивалась – может быть, в Доме-музее Пастернака в Переделкино». Наталья Иванова также предложила собравшимся на открытии выставки гостям обсудить несколько важных вопросов, связанных с изучением творческого наследия поэта – создание международного центра изучения Пастернака, Общества Пастернака, подобного Мандельштамовскому обществу. Но самую живую дискуссию вызвала еще одна тема для обсуждения: «Пастернак очень московский поэт – на этой выставке сразу понятно, что каждое десятилетие, пятилетие, каждый год его жизни так или иначе связаны с Москвой, – сказала Наталья Иванова, – Но, тем не менее, в Москве до сих пор нет памятника Пастернаку». «И слава богу!», – перебила ее Елена Пастернак, супруга сына Пастернака. – Церетели хотел вот сделать…»

«Был проведен конкурс, и Церетели там занял первое место, хотел поставить памятник на Волхонке. Но когда мы увидели этот памятник, Евгений Борисович передал Церетели письмо: «Дорогой Зураб Константинович, прошу Вас не ставить в Москве памятник Пастернаку…». И этот памятник в итоге уехал в Мучкап», – рассказывает Елена Пастернак.

Исследователям Пастернака и потомкам писателя предстоит решить еще множество задач, касающихся Года Пастернака – так наступивший год назвал директор Литературного музея Дмитрий Бак. Издание юбилейных серий книг, проведение праздника в Переделкино, спектакль по «Гамлету» в переводе Пастернака, а также целый ряд конференций, посвященных изучению творчества писателя – вот неполный список мероприятий, который организаторы запланировали на ближайшее время. Выставка в Доме Остроухова продлится до конца апреля, а дальше, по плану кураторов, фотографии всех представленных экспонатов будут доступны в специальном каталоге.