Новые Известия
"Удар по облику города": столичные власти - против единого оператора цифровой рекламы
2 августа, 13:55
Бизнес
"Удар по облику города": столичные власти - против единого оператора цифровой рекламы
Департамент СМИ и рекламы правительства Москвы не поддержал принятие законопроекта о едином операторе цифровой рекламы, который был внесен в Госдуму депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым 8 июля, а уже 15 июля принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании нижней палаты парламента.

Об этом говорится в письме руководителя департамента Ивана Шубина, которое было направлено в комитет Совета Федерации по экономической политике. «Ведомости» ознакомились с письмом департамента СМИ и рекламы, в котором изложено 13 замечаний к основным положениям инициативы.

Самая главная претензия в том, что единый цифровой оператор рекламного рынка будет совмещать в одном лице две взаимоисключающие функции: с одной стороны, он станет единственным игроком рынка, с другой - контрольным органом, проверяющим рекламный контент на соответствие законодательству, назначающим цены на размещение и заодно и защищающим персональные данные пользователей.

А кроме того, оператор (компания, отвечающая определенным требованиям закона) сможет без всяких торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций на земле, принадлежащей государству, и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.

По оценке Ивана Шубина, поправки к закону о рекламе создадут очередного монополиста.

Этого же мнения придерживается, как пишут Ведомости, и замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова. По ее словам, совмещение компанией функций хозяйствующего субъекта и регулятора рынка противоречит антимонопольному законодательству и может привести к злоупотреблениям в отношении других предприятий.

Весьма странно выглядит и то обстоятельство, что инициатива депутата Кирьянова была внесена в Госдуму без заключения правительства и оценке ФАС.

Еще одним недостатком законопроекта правительство Москвы считает то, что схему цифровых рекламных конструкций (ЦРК) предполагается утверждать на федеральном уровне, в Минцифры, по предложению единого оператора.

«Правительство Москвы будет иметь весьма незначительное влияние на установку ЦРК, – говорится в письме. – Реализация единой городской политики в сфере градостроительства и благоустройства окажется невозможной». Все это может привести к нарушению внешнего облика столицы и создать неудобства для жителей, уверены в правительстве Москвы.

Власти Москвы опасаются, что принятие законопроекта приведет к нарушению концепции единого информационного пространства на транспорте, которая сейчас позволяет уведомлять людей о происшествиях, чрезвычайных ситуациях и транслировать социальный контент. Коммерческая реклама составляет сейчас менее 13% от эфира, говорится в письме, а доходы от нее идут на дальнейшее финансирование информационного пространства московского транспорта (в его инфраструктуру входит 7900 транспортных средств и 31 000 экранов).

Принятие законопроекта также приведет к снижению доходов бюджета столицы, считают в правительстве города. Цена на установку и эксплуатацию ЦРК определяется единым оператором из расчета средневзвешенной цены по ранее заключенным договорам, поясняет Шубин.

Правда, представитель Russ Outdoor (компании, которая вероятнее всего и станет единым оператором) не согласен, что создание единого оператора снизит налоговые поступления в бюджет. По его словам, «органы муниципальной власти смогут пополнять бюджеты и получать дополнительную прибыль за счет установки конструкций единого оператора в дополнение к ранее заключенным договорам, по которым им продолжат платить».

Впрочем, основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев считает, что создание единого оператора в таком достаточно автоматизированном сегменте, как цифровая реклама, приведет к плохим последствиям: «Создание единого оператора приведет к манипуляции рынком и убьет конкуренцию. Требования, которые обозначены при выборе единого оператора, смогут выполнить максимум одна-две компании в стране. Это приведет к полной монополии на рынке, что является неприемлемым. В результате вырастет стоимость на рекламу и именно единый оператор будет выбирать, кто на этом рынке достоин вести бизнес».

Председатель комитета нижней палаты парламента по защите конкуренции Валерий Гартунг заявил «Ведомостям», что на слушаниях 28 июля в Охотном Ряду «абсолютно все участники рынка высказались против принятия этого закона»: «Кроме оператора, которому предполагается отдать весь рынок. Все согласились с тем, что в законопроекте множество нарушений интересов регионов и муниципалитетов и его проще отклонить, чем дорабатывать».

Как писали «Ведомости» 27 июля, против законопроекта ранее выступила организация малого и среднего бизнеса «Опора России»: ее руководитель Александр Калинин предложил председателю Госдумы Вячеславу Володину не принимать законопроект.